Величайший, наверное, римский писатель Варрон считал, что высшее благо должно удовлетворять и тело, и душу. Добродетель же определяется как ведущее к благополучию искусство жизни, и этому можно научиться, что очень созвучно нашим нынешним ощущениям.
Даже Цицерон, величайший из всех, пожалуй, считал Варрона богическим.
***
У Варрона была своеобразная манера писать. Каждое большое его произведение представляет собой как бы большое дерево, а вокруг него теснятся кустарниковые побеги: небольшие сочинения, из которых каждое разрабатывает какую-нибудь одну узкую тему, затронутую в данной большой работе. Так, например, большая работа "Древности" (Antiquitatum rerum divinarum humanarum que libri) обросла маленькими трактатами - "О римском народе" (De gente populi Romani), где излагалась история древнейших царей Лация в связи с историей древнейших времен других народов, и "О жизни римского народа" (De vita populi Romani), где речь шла о древнейших временах и о тогдашней жизни в Италии и Риме.
"Древности" были знаменитейшим произведением Варрона. Тут дал он древнейшую историю Рима, рассказал о географии Италии, о римском календаре, о целом ряде установлений и обычаев. Цицерон писал Варрону об этой книге: "...мы были чужеземцами в родном городе... твои книги словно привели нас домой, рассказали нам, кто мы и где живем; ты установил год основания Рима и даты исторических событий; ты обучил нас правилам священнодействий, рассказал о жреческих должностях, об обычаях мирного и военного времени, о местоположении областей и городов, обо всем, что есть в мире людей и богов" (Acad, poster. 1.9). Сочинение это, судя по этим словам и кое-каким уцелевшим фрагментам (Августин широко использовал его для своего "Государства божия"), было настоящей энциклопедией, подробно освещавшей государственный и частный быт древней Италии.
#Рим