История с календарем Минобороны на 2019 год демонстрирует растущее расхождение установок военного ведомства и запросов массового сознания. Наши военные, проявляющие после 2014 года редкостное бахвальство на фоне роста уважения и даже поклонения со стороны большей части соотечественников, поместили на своем официальном сайте календарь, призванный воспеть славу российскому оружию и российским воинам с использованием элементов черного юмора. Так, январская картинка с межконтинентальным ракетным комплексом «Тополь» сопровождается надписью «Доставка грузов в любую точку мира», фото крышки шахты МБР – надписью «Суровая российская электровафельница», картинка с симпатичной девушкой-снайпером – надписью «От некоторых женщин сносит голову». Наконец, декабрьская страница с фотографией артобстрела представлена как «новогодние игрушки, свечи и хлопушки». Смысл задумки ясен: не только показать, что мы никого и ничего не боимся, но и расчеловечить потенциального противника. А сограждан убедить в том, что война – дело не страшное и даже веселое.
Однако руководство Минобороны, упивающееся ростом своего статуса, влияния и ресурсов, упустило из виду, что умонастроения россиян в последнее время существенно изменились. Уже нет прежнего патриотического восторга и воинственного дурмана. Опрос Левада-центра в конце ноября выявил значительное увеличение доли людей, обеспокоенных внешнеполитической изоляцией России, почти 80% считают, что нужно налаживать отношения с США и Европой. Опубликованные на днях результаты осеннего исследования известных экспертов Михаила Дмитриева и Сергея Белановского свидетельствуют, что в обществе усиливается запрос на миролюбивую внешнюю политику. В разных социальных и возрастных группах резко выросло количество людей, считающих, что внешняя политика России становится слишком дорогой и лучше бы эти ресурсы направить внутрь страны. Так что если несколько лет назад футболки с принтами «Тополь санкций не боится» или «Не смешите мои Искандеры» воспринимались большинством как остроумные и забавные, то сейчас подобное креативное творчество в недрах Минобороны для многих становится неуместным и пугающим. Не говоря уже о том, как это будет подаваться в СМИ потенциальных противников.
Александр Ивахник