Курильщик становится курильщиком не сразу. Первые несколько сигарет его тошнит, потом плющит. Если же он мужественно и упорно преодолел неприятные симптомы, то он становится зависимым.
Зависимость связана с физиологией: синапсы привыкают, что их стабильно «заливают» никотином, и не парятся выработкой ацетилхолина. В результате, когда вы резко перестаете курить, выясняется, что ничто не помогает вам затормозиться или разогнаться — ацетилхолина-то мало.
По сути, здесь работает та же синаптическая пластичность, которая помогает нам выучить, где мы живем. Система поощрения, которой показали, как никотин способствует выбросу дофамина, обучает нас курить.
Сломанная система поощрения ведет к неожиданному эффекту: курильщика радует только курение. Как показало исследование, полосатое тело в мозге человека с никотиновой зависимостью не просто с восторгом реагирует на сигарету — оно не очень ярко реагирует на другие стимулы вроде денег и стейков.
То есть курение делает человека счастливым… и снижает ценность всего остального, а чем ниже ценность всего остального — тем выше мозг ценит никотин.
В теории это когнитивное искажение объясняет, почему срываются завязавшие курильщики: они хотят наконец-то обрадоваться.
Для тех, кто хочет еще поковыряться в феномене никотиновой зависимости — материал на «Ноже».
https://knife.media/nicotine-dependency/