«Чернобыль»: из наблюдений за миром пустопорожнего хайпожорства.
Довелось наконец-то припасть к источнику всемедийного возбуждения — сериалу «Чернобыль». Так и не удалось установить, за что ломают хуи народные витии.
***
Сериал как сериал. Слеплен ремесленно грамотно по законам жанра. Не шедевр и не говно. Рядовой продукт, старательно качественный. На масштабное событие не тянет. Но вполне годная затычка сериального межсезонья.
Художественные и, не побоимся этого слова, идейные свойства — в пределах инструкции. Сюжет выстроен по событию и украшен допустимыми творческими фантазиями без залихватства. На стандартные заготовки киношных персонажей навешаны таблички с именами и немудрёными характерами.
Выстроено действие в логике опять же одного из общепринятых шаблонов драматургического конфликта, соответствующего тематике. Наклейки «Чернобыль», «ликвидатор», «член ЦК», «кагебешник», «учёный-ядерщик», «Горбачёв» — всего лишь идентификация стандартного товара на прилавке.
В ином случае легко меняются на американские аналоги — и ничего. Абсолютно таких же фильмов про героических граждан, преступных сенаторов и сомневающихся, но мудрых президентов США мы видели воз и маленькую тележку.
Поскольку конкретно это «про нас», — мы автоматически соизмеряем шаблоны с известной нам реальностью. Иногда эти шаблоны ни к селу, ни к городу и вызывают оторопь. Иногда совпадают с пронзительной точностью и вышибают искреннюю эмоцию.
На то и сериал: он же не про Чернобыль, он чтобы развлечь публику. Повторяем — нормальный и рядовой.
***
А вот чего в «Чернобыле» нет — так это ни Обжигающей Правды, ни Злобной Клеветы.
Эти свойства сериального продукта существуют только в воображениях неистовых профессиональных родиноненавистников и неистовых профессиональных патриотов. Шаманов секты Проклятого Совка и шаманов секты Священного Совка. У них же один бубен на всех.
И вот встретились эти одиночества, развели у дороги костёр из ничего и прыгают с бубном, вырывая его друг у друга из рук. Домогаются внимания прохожих исступлёнными завываниями и демонстрацией душевных увечий.
В этих дикарских плясках нет никакой «общественной дискуссии». Нет значимых мировоззрений и исторических осмыслений. Есть только маргинальная ущербность.