В этот день - в день памяти и скорби - я бы хотел вам рассказать о книге “Собибор. Послесловие” Льва Симкина.
Вы, конечно, знаете о лагере смерти “Собибор” и о подвиге Александра Печерского. Может быть, вы даже смотрели фильм с Константином Хабенским. Я не смотрел. Но, всё-таки.
Эта книга - сборник документов и свидетельств о том, как Печерский, проведя три недели в лагере смерти поднял там восстание и вывел две сотни человек в леса. Среди тех, кто убежал из лагеря. До конца войны дожили 53 человека.
Остальных выловили эсесовцы, выдали жители окрестных деревень, кто-то просто умер в лесу от голода, кто-то попал в заградотряды.
За полтора года работы лагеря “Собибор” там было убито четверть миллиона евреев. 250 000 человек.
Печерский тоже был евреем, но евреем неосознанным, он рос советским человеком, просто, на осмотре оказалось, что он обрезан. И его отправили в лагерь смерти.
Работа там была построена очень чётко. Собственно немцев там было немного - от 10 до 20 человек. Зависело от дня и сезона. 12 эсесовцев Печерский и те, кто был с ним зарезали. Заточками, топорами и портняжными ножницами - в лагере функционировали швейные мастерские, в которых перешивали реквизированные шмотки.
Недалеко от лагеря был организован учебный лагерь “Травники” - школа СС. Там людей, которые согласились не умереть, а сотрудничать с оккупационной властью, обучали правильно убивать прибывших в лагерь евреев. Обучали, нак называемых, вахманов. Всего в школе обучили 5000 человек. 4000 были украинцами. Но это чисто территориальная аберрация.
Одна из обученных бригад занималась вот чем - они вынимали ценности из уже убитых в газовых камерах женщин.
Печерскому повезло - он вызвался быть плотником. Но плотницким мастерством не владел, и это рано или поздно должно было выяснится. В фильме есть эпизод, когда Печерский разрубает огромный пень. Эсесовец говорит - если разрубишь пень за пять минут, я дам тебе пачку сигарет. Если не разрубишь, мы расстреляем всех, кто сейчас тут работает.
Александр Печерский не курил. Свидетельств о том, что он рубил этот пень почти нет - есть одно, но, оно вероятно легендированно, и топором он, вероятно, владел весьма посредственно.
В общем, Печерскиий понял, что топор нужно применять иначе.
И он организовал сотни людей, ждавших смерти, и стал вместе с ними рубить топорами фашистов. И вахманов, прошедших обучение в школе СС.
Убили сколько могли. И спасли себя, и тех, кого смогли. Почитайте эту книгу.
Слава и вечная память Александру Печерскому и всем героям той войны!