🇨🇳🌳
Россия предложила Китаю подумать о сибирских лесах
С одной стороны, дружба двух сверхдержав выходит на новый уровень: КНР в своей военной доктрине ведет речь о стратегическом партнерстве, американцев пугает одновременное появление в небе российских и китайских самолетов и перспектива совместной ПРО. Да и в области экономики положение, казалось бы, лучше некуда – объем двусторонней торговли в этом году превысил 108 млрд долларов, на 8 миллиардов больше запланированного. Это говорит, что китайский бизнес заинтересован в партнерстве с Россией.
Но некоторые виды совместного бизнеса – это нелегальные лесозаготовки. В апреле официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной подвел неутешительные итоги 2018 года: «Только по официальным данным Рослесхоза, объем незаконных рубок составил свыше одного миллиона кубометров, а ущерб от них – более 12 млрд рублей. Что интересно, более половины незаконных лесных рубок у нас приходится на Иркутскую область».
Интерес соседей из Поднебесной к этому региону известен. Доля КНР в закупках российской древесины в последние годы превышала 60%. А жителям сибирских и дальневосточных регионов, которые нанимаются на «черные порубки», нужна работа, даже если она находится в теневом секторе.
«У нас вырубают лес не китайцы, его вырубают наши российские преступники, которые действуют в тесной связке с некоторыми российскими правоохранителями и чиновниками», – цитировала «Парламентская газета» заявление главы профильного комитета Госдумы Владимира Бурматова. Депутат скептически воспринял идею министра Кобылкина полностью запретить экспорт леса в Китай. В самом деле, по данным Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП), наша страна зарабатывает на легальном экспорте древесины в КНР около 3 млрд долларов ежегодно. А запрет легального экспорта может наоборот активизировать теневых лесорубов.
Но игнорировать проблему тоже опасно. Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов отмечает, что «черная» вырубка китайцами российских лесов приводит к серьезным проблемам. Помимо экологической составляющей (деревья важны, например, для удержания грунтовых вод), возникает коррупция. Чтобы скрывать подобные махинации и места незаконных вырубок, могут инициироваться лесные пожары.
В то же время запрет экспорта древесины в Китай мог бы стимулировать ее переработку внутри страны. «В основном мы гоним на экспорт сырье, которое перерабатывается в Китае и стоит затем намного дороже. Раз мы инициируем закрытие границы для этого экспорта, то России необходимо наладить собственную переработку. Намного выгоднее поставлять Китаю продукты переработки, например, стройматериалы. Это колоссальный рынок», – сказал Абзалов газете ВЗГЛЯД.
https://vz.ru/politics/2019/8/17/992628.html