В ходе расширенного заседания политсовета партии
«Нұр Отан» реплики
Нурсултана Назарбаева о «необходимости ужесточения наказания за клевету», недопустимости «телефонного права» и «давления на СМИ со стороны чиновников» выглядели как последнее китайское предупреждение и были своего рода открыткой
Даурену Абаеву, и без того имеющему
ворох персональных претензий со стороны руководства и при котором пресловутое «телефонное право» и «давление на СМИ со стороны чиновников» стало обычной практикой в Казахстане.
Недалекий и рьяный
Абаев принялся активно проявлять себя после заявлений
Елбасы. Так, он
заявил, что
«Сегодня это - общемировая тенденция, в том числе в странах с так называемой продвинутой демократией. В той же Германии не так давно были приняты поправки, по которым за распространение ложной информации издание могут наказать на 50 миллионов евро».
Собкор
DW Deutsche Welle в Казахстане
Anatoliy Ivanov-Weisskopf моментально отреагировал на заявление министра:
«Удивился. Подумал, что что-то пропустил. На всякий случай связался с несколькими своими коллегами из той же Германии. У всех ответ был одинаков: «Анатолий, я о таких штрафах и изменениях в нашем законодательстве ничего не слышал (а)»».
Действительно, штрафы подобного размера по закону в Германии не касаются изданий, не касаются отдельных физических лиц, не касаются fake news, а касаются лишь социальных сетей, которые обязаны в течение 24 часов должны удалять контент, который не соответствует германскому законодательству: законам о разжигании ненависти, отрицании Холокоста, оскорблении частных лиц, призывов к преступлениям. И это не общемировая тенденция. В докладе
ООН этот закон Германии был назван
«карательным и способным подорвать свободу выражения в демократических обществах».
Коллеги с сайта
«factcheck» подробно разобрали ложь Министра информации и общественного развития
Даурена Абаева. О какой криминализации и ужесточении наказания за недостоверные сведения может идти речь, когда недостоверные сведения через подконтрольные СМИ распространяет сам министр?
Что касается второго упрека от
Елбасы о «телефонном терроре» главных редакторов казахстанских СМИ, тот тут
Абаев внезапно стал опровергать слова
Назарбаева:
«По вопросам так называемых телефонных звонков. Мы сейчас определенный анализ проведем. Надо нам, наверное, с главными редакторами скоординироваться и узнать, какое количество звонков было адресовано. Мы не отрицаем, что такие случаи наверняка были. В то же время я абсолютно уверен, что большинство звонков касалось разъяснения позиции государственных органов. То есть могли журналисты, вы прекрасно это знаете, понимаете, иногда могли допустить какую-нибудь неточность, ошибку могли допустить, соответственно, госорганы давали определенные разъяснения, звонили, уточняли, может быть» - заявил министр.
Оно и понятно, ведь в
90 случаях из 100 «давление на СМИ со стороны чиновников» и «телефонный террор» устраивал сам
Даурен Абаев или его подчиненные.
Абаев в профессиональном сообществе давно сделал себе дурную славу главного цензора. Именно он добился увольнения всех главных редакторов ряда подконтрольных государству редакций (а это не только государственные СМИ, но и частные, но получающие госзаказ), которые отказывались подчинять его «телефонному праву».
Даурен Абаев пытался нивелировать слова
Нурсултана Назарбаева и сделал свои заявления в тот же день, и на первый план выдвинул поручение, выгодное ему лично - «об ужесточении наказания».