Петр Фаворов написал сегодня у себя в фейсбуке, что в России функции гражданского общества выполняет культурная общественность. Ибо на самом деле гражданское общество – те, кто несет непосредственную ответственность за функционирование гражданских институтов – суда, полиции, местного самоуправления. То есть буквально гражданское общество – это независимые судьи и честные полицейские. А у нас – артисты и журналисты.
Мне кажется, что проблема обширней. Гражданское общество возникает там, где формируются цеховые институты, способные с одной стороны защитить члена своего цеха от несправедливости, а с другой – представлять свой цех в государственной системе.
Пикеты за Ивана Голунова, сегодняшняя длиннющая очередь из артистов к администрации президента, коллективные письма врачей в поддержку Елены Мисюриной – все это начало пути к восстановлению цехов, классов и сословий, уничтоженных революциями. И этот путь в правильном направлении. К формированию настоящего гражданского общества, где гражданин чувствует ответственность перед своей общиной. Когда он – гражданин – буквально предстает перед лицом своих товарищей.
Я все время говорю, что общество – это сложная конструкция из небольших и маленьких групп. Это большинство, сотканное из меньшинств. Каждый из нас в какой-то своей форме – меньшинство, но в другой – большинство. Я вот например – гей. Очевидное же меньшинство. Или – журналист – тоже. При этом я белый русский мужчина, родившийся в России. В этом смысле – я отъявленное, самое ненавидимое большинство. И всякий раз я от страху или от неловкости пытаюсь скрыться за спиной этого большинства, надеясь, что именно оно меня защитит.
Но оно не защитит. Оно и не должно. Защитить может только маленькая активная цеховая группа, вынужденная бороться за свою идентичность – геи, журналисты, артисты, евреи, таджики, врачи, полицейские, судьи. И именно эти группы государство не может не слышать, ибо меньшинство-меньшинством, но это тысячи активных граждан.
Все это время мы видели формирование силовых цехов и корпораций. Мы наблюдали, как полицейские не сдают своих, как судьи дают своим минимальные сроки или просто отпускают на волю по беспределу. Как попы отмазывают жуликов-епископов. Это нормальный процесс, – первыми формируются касты жрецов и войнов. Тех, у кого в руках есть магия и оружие, тех, кому проще доказать свою силу.
Сейчас пришло время формирования мещанских и крестьянских каст и сословий. Тех, кто и составляет в реальности большинство населения планеты. Тех, из кого в современном мире и состоят те самые – фаворовские гражданские институты.
Я рад, что государство, видя этот закономерный процесс, не пытается его уничтожить, а наоборот – периодически – идет навстречу этому формированию. Понимая, что без этих мещанских цехов, само оно не выживет.
Так что наверно можно порадоваться за актера Павла Устинова. Жаль, что остальные касты еще не подоспели и другим заключенным будет куда сложнее.