"Русатом Карго", логистический оператор Росатома, объявил два конкурса по
Северному морскому транзитному коридору:
анализ и моделирование контейнерной линии в рамках СМТК (53,78 млн рублей) и
маркетинговое исследование (41,7 млн рублей).
Проект СМТК инициирован Росатомом для развития Севморпути в качестве международной транспортной магистрали. Цель - создать контейнерный транзит через перевалочные порты-хабы на западном и восточном флангах СМП.
В ноябре госкорпорация
презентовала амбициозный план по вхождению в глобальный бизнес морских перевозок с намерением забрать часть грузопотока с Суэцкого канала на Севморпуть. Собственного опыта в логистике у нее нет. Развивать такой серьезный бизнес "с нуля" - задача тяжелая. Поэтому в декабре Росатом
выкупил 30% УК "Дело" Сергея Шишкарева.
Транспортная схема вырисовывается следующая: обычные контейнеровозы заходят в порт-хаб на границе СМТК, перегружаются на суда ледового класса, которые ледоколами проводятся по Севморпути до хаба на другой оконечности СМТК, где обратно перегружаются на обычные суда.
Теперь вопросы:
1. В феврале сахалинский губернатор Лимаренко подписал соглашения с "Дело" и дочкой Росатома о создании на острове перевалочной базы. Почему это невыгодно с точки зрения логистики, мы уже
писали. Согласно ТЗ к объявленным конкурсам, СМТК включает акваторию СМП, а также расположенные по его краям Баренцово и Берингово моря. То есть сам Росатом не считает Сахалин (Охотское море) частью своей логистической схемы. В разработанной им
Стратегии развития Севморпути (п. 40) говорится о создании портов-хабов в Мурманске и
Петропавловске-Камчатском. К чему тогда наполеоновские планы Лимаренко по превращению Сахалина в международный хаб?
2. Кто будет строить флот крупнотоннажных контейнеровозов? Теоретически может "Звезда", но соответствующих компетенций у нее нет, да и с другими заказами пока тяжко. Оплачивать миллиардами долларов работу южнокорейских верфей? Из $5,7 млрд половину планировалось финансировать за счет банков. Найдутся ли в посткоронавирусную эпоху деньги у ВТБ, главного по кредитам для Росатома?
3. Помимо "Русатом Карго" в госкорпорации есть Дирекция по развитию Севморпути.
Появилась новая должность спецпредставителя по Арктике. Согласно п.41 вышеупомянутой Стратегии в конце года в правительство должно быть представлено предварительное ТЭО создания контейнерного оператора (еще одного!) для работы на СМП. Все условия для организационной неразберихи налицо. Проект еще не стартовал, а уже какая бюрократия. Вот
здесь топ-менеджер Росатома пытается рассказать, что новый оператор, Дирекция и "Русатом Карго" имеют разные специализации, но выглядит крайне неубедительно.
4. В чем практический смысл объявленных Росатомом конкурсов? Теория в целом понятна уже сейчас: коммерческая скорость, длительность навигации, потребности в ледокольной проводке и др. Характеристики флота и береговой инфраструктуры станут ясны, исходя из практики работы на маршруте. Эту практику можно изучать на грузоперевозках Новатэка и Газпромнефти. Тем более, схема Новатэка с перевалочными СПГ-хабами на Камчатке и в Мурманской области очень похожа на то, что предлагается в рамках СМТК.
В ноябре Росатом уже
заказывал прединвестиционную проработку проекта. Правда, сейчас в базе данных этого конкурса почему-то
не оказалось, как будто его отменили.