Геноцид советского народа. Таких
формулировок в российском судопроизводстве по событиям Великой Отечественной ещё не было. Первое дело только что заслушали в Новгородской области: деревня Жестяная Горка, массовые убийства мирных жителей "тайлькомандой" под руководством офицеров вермахта в 1942 году.
Генерал артиллерии Курт Херцог был осуждён, в частности, именно за это преступление сразу после войны. На 25 лет. Отсидел немного: в 1948 году умер в Воркуте. Исполнители, скорее всего, тоже передохли. Но главное — два момента:
"1) Установлено, что массовое уничтожение людей в Жестяной Горке было "частью плана Германии отделаться от всего мирного населения Советского Союза путем изгнания населения для того, чтобы колонизировать освободившуюся территорию немцами".
2) Судебное разбирательство хоть и запоздало, но должно стать юридической базой для других подобных расследований, а также помочь родственникам жертв в определении их правового статуса".
То есть, признание того, что делали наци на оккупированных территориях СССР геноцидом жителей СССР или собственно советского народа — раз.
Выход на компенсации родственникам, насколько это возможно — скорее всего маловероятно, но попробовать стоит; два.
Три — постановка вопроса о вермахте и его прямом участии в военных преступлениях. Куда более широким захватом, чем имеющееся в западной историографии "отдельные эксцессы, жгли СС, зольдатен неуиноуны".
Ну и четыре — если смотреть ещё дальше: выход на новое качество юридической и дипломатической работы. Качество, которое должно обеспечить признание на международном уровне судебных решений по геноциду советского народа. Тут будет — если будет, — сложнее всего. Но дело того стоит.