Скандальная история с посадкой самолета авиакомпании Ryanair в Минске с каждым днем все больше приобретает собственную инерцию. Очевидно, что задержание одного из пассажиров рейса FR-4979 Романа Протасевича станет одним из наиболее тяжелых испытаний для режима Александра Лукашенко с точки зрения реакции коллективного Запада, в первую очередь, Европейского Союза и США.
Первые результаты уже видны – воздушное пространство Белоруссии больше не используется европейскими пассажирскими компаниями, запрещены полеты в большинство европейских стран и для национального авиаперевозчика «Белавиа». И на этом дело явно не остановится, так как к 21 июня должны быть представлены соображения по т.н. «четвертому пакету» санкций. От Европы не отстают и США – уже ночью по Москве Байден сообщил, что администрация рассматривает собственные санкции в ответ на задержание оппозиционного блогера.
Несмотря на внешнюю суровость неизбежной кары, у европейцев и американцев осталось не так много рычагов непосредственного воздействия на белорусские власти. Санкции регулярно вводятся уже не первый десяток лет, и все возможные лазейки, как персональные, так и отраслевые, уже перекрыты. С другой стороны, «незадействованными» остаются меры, которые в любой другой обстановке легко могли бы сойти за повод для объявления войны – запрет на пассажирский и грузовой транзит через страну, а также перекрытие вентиля на нефте- и газопроводы, идущие из России. Или, по крайней мере, прекращение практики закупки у Белоруссии энергоносителей. Украина уже лишила Белоруссию рынка сбыта для своей электроэнергии, видимо, не за горами и полное прекращение сотрудничества по линии военно-технического сотрудничества Киева и Минска, а также перекрытие для Украины канала получения из России ряда санкционных товаров и комплектующих.
Но в самой полной мере давление Запада может коснуться основного белорусского экспортного товара – калийных удобрений компании «Беларуськалий». Как показала практика, дефицита удобрений на рынке не наблюдается, поэтому отказаться от белорусского импорта европейцам будет относительно несложно. А это означает, что России весьма вероятно придется «платить по счетам» своего западного соседа. Каким образом? Либо вынудив российских аграриев закупать белорусскую продукцию в ущерб российским производителям, или же допустив реэкспорт, но также весьма вероятно, за счет российской доли на рынке – продукции компаний «Уралкалий» и «Уралхим».
В последнем случае может пострадать бизнес олигарха Дмитрия Мазепина, который и так находится в непростом положении (его предприятия терпят убытки, долговая задолженность «Уралкалия» растет, по оценкам, компания оказалась на грани дефолта, в зоне риска находятся выплаты зарубежным инвесторам по еврооблигациям).
Определенная ирония ситуации заключается в том, что Дмитрий Мазепин (по национальности белорус) год назад заявлял о себе в качестве спасителя республики и инициатора «Комитета национального спасения Белоруссии» от имени возглавляемого им российско-белорусского делового совета (видимо с перспективой отстранения Александра Лукашенко от власти). Он также был одним из претендентов на приобретение «Беларуськалия» для того, чтобы собрать калийные активы в единую крупную промышленную империю. Теперь же перекрытие Александру Лукашенко каналов экспорта в конечном счете может привести к еще большему ухудшению позиций подконтрольных Мазепину «Уралкалия» и «Уралхима» с неизвестными перспективами как на российском, так и на экспортных рынках.