Современная система образования формировалась в 19 веке и была ориентирована на совершенно иные потребности общества. Ещё в XVI веке образование было построено на «вливании» в ученика тонны фактов и знаний .
Шло время, менялись технологии обучения, но метод, заложенный в их основу, остался неизменным. Речь идёт о методе обучения, где учитель по существу выполняет две функции: источника готовых истин в последней инстанции и контроля за усвоением учащимися этих истин. Этот метод опирается на механическую память обучаемого, развивает привычку к пассивному восприятию, бездумному заучиванию и шаблонным способам действия. формируют соответствующее поведение, в том числе ложь и различные формы протест. Возможно, оправдывающий себя на начальном этапе обучения , метод становится тормозом в развитии мышления учащихся на последующих этапах, особенно в старших классах. Основой такого процесса становится принуждение к учению, результатом – фрагментарные знания.
Возникла эта ситсема, когда несколько поколений людей могли успешно пользоваться практически одними и теми же знаниями на протяжении всей жизни. В настоящий момент за время жизни одного поколения, по оценкам экспертов, происходит 4–5 кардинальных обновлений технологий и связанных с ними знаний, и этот процесс ускоряется, теперь специалисту для сохранения профессиональной компетентности необходимо через каждые 5–7 лет обновлять свои знания. Стал очень быстро расти объём базисных знаний в школе и вузах и, как следствие, увеличилась нагрузка на память тех, кто учится. Помимо увеличившегося объема информации и постоянного ее увеличения, в 21 веке ,в отличии от еще 20-30 летней давности, можно любую информацию найти в интернете и нет необходимости полагаться на механическое запоминание всего и вся.
В качестве иллюстрации такого устаревшего метода можно привести, например, биологию, где в течение нескольких лет всех заставляют учить множество разрозненных фактов о куче разных видов: их семействах, сколько камер в желудочке сердца, хордовые это или нет…А после тоже самое и о растениях. Или по географии, когда точно так же заставляют много чего зубрить, в том числе каждый год наизусть различные карты. Проблема только в том, что эти все факты отвязаны от реальности, они подавляющим большинствомм не будут использованы и забудутся через непродолжительное время. Причем это и не имеет никакого смысла – все эти факты можно самому найти в интернете. Это же касается необходимости запоминать кучу формул по физике или математике. Все это лишь отбивает всякую мотивацию к самообучению, а это ,когда знания быстро устаревают, одна из самых важных вещей в современном мире
Вторым рудиментом, доставшемся от прошлых столетий, поражающих меня, является стремление заставить ученика уподобится роботу. Что именно я имею ввиду? Тупое и педантичное следование алгоритму. Это проявляется в особенности в математике, когда тебе необходимо прорешать кучу примеров и причем решать их абсолютно точно. Но , спрашивается , а зачем? Зачем это делать, когда есть компьютер, который посчитает это все гораздо быстрее и эффективнее. Если цель в том, что бы дать просто понять основные методы решения и дать просто понять что такое те же уравнения и прочее, то достаточно дать понять алгоритм, решить несколько примеров и все, пара занятий на тему и вперед. Больше не надо.
Так же в школьной программе есть вообще в целом предметы, которые избыточны и носят характер факультатива. Например музыка , литература и ИЗО. Зачем каждому эти предметы? Можно еще понять в начальной школе, но зачем потом заставлять всех и каждого, если у тебя склонности к математике?
Помимо всего перечисленного, одна из огромных проблем, которая , по крайней мере , свойственна для меня, это отсутствие интерактивности в той же физике при решении задач. В ходе обучения ты решаешь десятки задач, но они все оторваны от реальности. Я мог уметь решать задачи, но эти формулы никак для меня не связаны с реальность. Все, чему я учился – это решать задачи, но нет никакой взаимосвязи с реальными процессами.