ПОЧЕМУ ЗАБАСТОВКИ В БЕЛАРУСИ ПРОВАЛИЛИСЬ?
Рассказывает Антон М., рабочий одного из минских заводов с 20-летним стажем:
- Можно много гундеть про то, что в Беларуси репрессивное законодательство, которое не предусматривает политических забастовок, про фактическую невозможность юридического оформления забастовки, про продажность провластных профсоюзов, про отсутствие вожаков и опыта классовой борьбы. Все это – туфта. Если рабочий класс поднимется – всеми этими бумажками власть сможет только подтереться. Но он не поднимется.
Я могу прямо назвать причину, по которой забастовки провалились, так и не начавшись: рабочие не желают нести издержки революционной борьбы. Хотя, казалось бы, забастовка – это совершенно не опасно: нет риска получить пулю в голову и даже дубинкой никто не отлупит. Максимум – потеряешь деньги. Но деньги – это то, что «борцы с режимом» терять не желают ни при каких обстоятельствах. Семья, дети, кредиты – ну, вы поняли, да?
Я прямо спрашивал коллег по цеху: «Если вам пообещают платить премию в 20% от оклада с условием, что вы обязуетесь игнорировать любые акции протеста, вы на это согласитесь?» Многие честно отвечали «Да, конечно!», другие начинали юлить: мол, я – как все, мне что, больше других надо? Некоторые отмалчивались: дескать, что говорить о том, чего нет? Вот предложат – тогда и обсудим. По моим субъективным наблюдениям 80% готовы за деньги продаться и терпеть Лукашенко еще пять лет. Да хоть пожизненно, при условии, что лично у них все будет ОК.
Настроения на предприятии примерно такие: директорат – упоротые ябатьки, топ-менеджеры – за власть процентов на 50, остальные – глухо против. Среди работяг лоялистов нет (даже если есть, они это скрывают). Но они - терпилы, готовые терпеть барина, люто ненавидя его при этом. Действительно принципиальных людей, готовых поступиться миской ради свободы – меньше одного процента. Но они пессимисты. Ну, или, точнее – реалисты. Они знают, что эта скотомасса за ними не пойдет. Поэтому и сами инициативы не проявляют.
Психологический климат на предприятии можно описать одним словом – страх. Любые чувства – гнев, раздражение, воодушевление, порыв солидарности – все это заливается страхом. Стукачество процветает. С утра ты неосторожно пошутил в курилке – в обед тебя вызывают на ковер и начинают «сношать» за нарушение корпоративной этики. Нет, никто напрямую не угрожает расправой за неправильные мысли, не запрещает ходить в выходные на марши протеста. Но логика очевидна: от персонала требуют абсолютной, фактически рабской покорности работодателю в рамках производственных отношений.
Прямо говорят: «Голову оставляйте на проходной. Здесь думать не надо, здесь надо исполнять команды». Но наш работодатель – государство. И если человека десятилетиями приучали быть рабом государства на производстве, то он будет рабом по жизни. И даже бунтовать будет как раб – на коленях. Вот это сейчас и происходит. Я не знаю, где та красная черта, переход за которую вызовет бунт. Наверное, даже если будут прилюдно пороть кнутом провинившихся – и это схавают.
#забастовка #сопротивление