«Единственная стоимость, которую знает политическая экономия, есть стоимость товаров.
Что такое товары? Продукты, произведенные в обществе более или менее разъединенных
частных производителей, т. е. прежде всего частные продукты. Но эти частные продукты
только тогда становятся товарами, когда они производятся не для потребления самих
производителей, но для потребления других, т. е. для общественного потребления; они
вступают в общественное потребление путем обмена. Частные производители находятся,
таким образом, в общественной связи между собой, образуют общество. Иx продукты,
будучи частными продуктами каждого в отдельности, являются, следовательно, в то же
время, но не предумышленно и как бы против воли их также и общественными
продуктами. В чем же состоит общественный характер этих частных продуктов?
Очевидно, в двух свойствах: во-первых, в том, что все они удовлетворяют какой-нибудь
человеческой потребности, имеют потребительную стоимость не только для своего
производителя, но и для других: и, во-вторых, в том, что они, будучи продуктами
отдельных видов труда, являются, одновременно с этим, продуктом простого
человеческого труда вообще. Поскольку они обладают потребительною стоимостью для
других, постольку они могут вообще вступить в обмен; поскольку же в них заключается
человеческий труд вообще, простое применение человеческой рабочей силы, постольку
они могут приравниваться в обмене, будучи равными и неравными в этом отношении друг
к другу, соответственно заключающемуся в каждом из них количеству этого труда. В двух
однородных частных продуктах, при неизменных общественных отношениях, может
заключаться неодинаковое количество частного труда, но всегда обязательно одинаковое
количество человеческого труда вообще. Неискусный кузнец может сделать пять подков в
то время, в которое искусный сделает десять. Но общество не воплощает в стоимость
случайную неискусность отдельной личности; оно признает человеческим трудом вообще
только труд, обладающий среднею-нормальною ловкостью работника. Одна из пяти
подков первого кузнеца представляет поэтому в обмене не большую стоимость, чем одна
из произведенных в то же время десяти подков второго. Лишь постольку частный труд
является общественно-необходимым, постольку он и заключает в себе человеческий труд
вообще.
Таким образом, говоря, что товар имеет данную определенную стоимость, я говорю: 1)
что он представляет собой общественно-полезный продукт; 2) что он произведен за
частный счет отдельною личностью; 3) что он, будучи продуктом частного лица, в то же
время, как бы без ведома и против воли производителя, является продуктом
общественного труда определенного количества, устанавливаемого общественным путем
в процессе обмена; 4) что это последнее количество выражается не в известном
количестве часов труда, а в некотором другом товаре. Если я, таким образом, говорю, что
эти часы стоят столько же, сколько этот кусок сукна, и что стоимость каждого из них
равна пятидесяти маркам, то я говорю этим: в часах, в сукне и в этих деньгах воплощено
одинаковое количество общественного труда. Я констатирую таким образом, что
воплощенное в них общественное рабочее время общественно измерено и найдено
равным. Но не прямо, абсолютно, как в других случаях, измеряют рабочее время—
рабочими часами или днями и т. д., но косвенным путем, при помощи обмена, значит—
относительно.»_«Но товарное производство и товарный обмен, принуждая обще-ство прибегать к такому
окольному пути. Заставляют его, вместе с тем, стремиться к возможно большему
упрощению этого процесса. Они выделяют из общей плебейской массы товаров один
более благородный товар, в котором раз навсегда выражается стоимость всех других
товаров,—товар, который приобретает значение непосредственного воплощения
общественного труда и поэтому непосредственно и безусловно обменивается на все
другие товары, — деньги производства, работа распределяется согласно обычаю и
потребностям, точно так же и продукты, поскольку они тратятся непосредственно на