В порядке ликбеза:
...плохо даже не то, что люди сменили ориентацию (имеется в виду с коммунизма - на демократию), а то, что они, как правило начисто позабыли то, что говорили в своем прежнем качестве штатных марксистов - ибо говорили они тогда много верного.
Прежде всего это относится к классовому характеру государства и классовым интересам как основе политики. Другое дело, что эти верные мысли до предела вульгаризировались - это в конце концов не повод совсем о них забывать.
Вульгаризация же состояла в том, что наши “истматчики” преподносили студентам простенькую схему: класс буржуазии доверяет представлять свои интересы своим буржуазным партиям, а заодно подкупает разных социал-реформистов, чтобы те охмуряли пролетариев. Т.о. получается то, что в буржуазном обществе все партии (кроме коммунистических, разумеется) либо прямо проводят интересы буржуазии, либо делают это завуалированно, прикидываясь партиями рабочими.
Просто и ясно. Но это та простота, которая хуже воровства.
...А между тем исходная идея в этой схеме совершенно верна: основой политики всегда является коллективный (и, как правило, действительно классовый) интерес. Другое дело, что какого-то единого “классового” интереса буржуазий не существует, так же как нет и самого монолитного “класса буржуазии” - он всегда подразделяется на множество более мелких групп со своими особыми (а порой и противоположными) интересами - см. лекцию 5.
Применительно к современной России можно сказать, что
национальная буржуазия заинтересована, к примеру, в защите внутреннего рынка от иностранного импорта, в подавлении уголовной преступности, в самостоятельной внешней политике, а
комирадорская - в максимальной свободе внешней торговли, про-западной внешней политике, слабом и “демократическом” государстве и т.д. Есть свои специфические интересы и у пролетариата, и у крестьян-колхозников и у директоров-аграриев, и у фермеров, и у “бюджетной интеллигенции”, и у лиц свободных профессий - у всех, в общем.
И все стараются эти интересы реализовать - принять соответствующие законы, налоговые ставки, осуществлять определенные политические меры внутри страны и вовне ее и т.д.
Но! Когда каждый т.о. “тянет одеяло на себя”, из общих разнонаправленных усилий складывается некая “равнодействующая” - т.е. политический курс.
Т.о. любая группа в политике действует одновременно как субъект (когда выступает как один из “векторов”) и как объект - когда сталкивается уже с “равнодействующей сил”.
Тут, естественно, возникает вопрос: от чего зависит “величина вектора”, который задает та или иная социальная группа? Ведь не так уж трудно заметить, что до недавнего времени (до 17.08.98 если точнее) “равнодействующая” российской политики почти совпадала с устремлениями и классовыми целями компрадорской буржуазии. Между тем, сей класс составляет десятые (если не сотые) доли процента в численности населения. И напротив - самые очевидные интересы рабочего класса (например - своевременная выплата зарплаты) самым наглым образом игнорировались, несмотря на всю его многочисленность.
Отсюда очевидный вывод: степень политического влияния очень слабо зависит от численности социальной группы.
https://nsdrp.forum2x2.ru/t26-topic