❗☝Интервью директора Второго Европейского департамента МИД России С.С.Беляева международному информационному агентству «Россия сегодня», 18 ноября 2019 года
Вопрос: Обращались ли северные страны Евросоюза к Российской Федерации с новыми предложениями по освоению Арктики и, в частности, по использованию Северного морского пути? Заинтересованы ли какие-либо страны в строительстве портов для него? Как Вы оцениваете заявление главы МИД Норвегии о том, что Осло выражает сомнение в экономической целесообразности Севморпути и проведет оценку его соответствия экологическим стандартам?
Ответ: Международное сообщество обращает все большее внимание на тему коммерческой эксплуатации Северного морского пути (СМП), рассматривая его в качестве возможной альтернативы традиционным океаническим маршрутам. Главное преимущество – это значительное сокращение пути при доставке грузов из Европы в Азию и страны Тихоокеанского региона. К другим плюсам относят отсутствие ограничений по пропускной способности – по сравнению, например, с Суэцким каналом – и относительную безопасность мореплавания. Очевидно, что востребованность СМП будет возрастать, учитывая наращивание активности газовых и нефтяных компаний в регионе Арктики, в том числе на полуострове Ямал. Россия нацелена на развитие Севморпути. У нас имеется уникальный опыт организации бесперебойной работы в высоких широтах, в наших планах и далее развивать портовую инфраструктуру, навигационные и гидрографические возможности этой транспортной артерии, совершенствовать систему поиска и спасания.
Управление СМП осуществляется госкорпорацией «Росатом», которая в 2018 г. была наделена полномочиями единого инфраструктурного оператора этой транспортной артерии. Для этих целей была создана дирекция СМП, которая выполняет функции реализации государственной политики и стратегии развития СМП, включая управление проектами, в том числе инфраструктурными. В рамках этой деятельности Росатомом развивается взаимодействие с зарубежными странами, в том числе североевропейскими.
Для обеспечения комплексного развития Севморпути и соблюдения при этом высоких стандартов безопасности и защиты окружающей среды создан Общественный совет СМП, деятельность которого направлена на обсуждение планов и выработку рекомендаций в сфере развития этой транспортной магистрали. В его состав вошли представители ведущих российских и зарубежных судоходных и страховых корпораций, научных и проектных организаций, имеющие соответствующие компетенции в сфере арктического мореплавания.
Иностранные компании проявили значительный интерес к деятельности Совета – в первом его заседании, состоявшемся 4 сентября с.г. «на полях» Восточного экономического форума во Владивостоке, приняли участие представители более 10 стран – как Европы, так и Азии. В их числе Дания, Германия, Норвегия, Франция, Швеция, КНР, Республика Корея, ОАЭ, Япония, со многими из которых уже налажено взаимодействие в реализации проектов в Арктике. Рассматриваем это как свидетельство перспективности развития СМП как конкурентоспособного транспортного маршрута между Европой и Азией, который позволит обеспечить своевременное выполнение контрактных обязательств по доставке продукции, произведенной в рамках действующих и перспективных проектов в Арктике. Заинтересованы в дальнейшем углублении взаимовыгодного сотрудничества по развитию Севморпути и его инфраструктуры.
При этом необходимо четко понимать: Северный морской путь – это российская национальная транспортная артерия. Россия, как прибрежное государство, в полном соответствии с международным правом отвечает за функционирование этого маршрута и будет делать все необходимое, чтобы обеспечить безопасность судоходства и максимально бережное отношение к очень хрупкой экосистеме этого региона.
Норвежская сторона в ходе двусторонних контактов неоднократно подчеркивала свою заинтересованность во взаимодействии с российскими партнерами по использованию Севморпути.