Борат
Около двенадцати лет своей пока не очень долгой жизни я прожил в одном из лучших городов земли — казахстанской Алма-Ате, это важная часть моей идентичности и за границей я нередко представляюсь именно казахстанцем (хотя это для меня тот ещё конфуз). «Борат» вышел в 2006 году, но в Казахстане споры о нём не утихали ever since. Тогда я был на стороне считавших, будто нет ничего проблематичного в таком юморе, потому что в любом случае это категория Б, которую нормальные люди всерьёз воспринимать не станут, да и вообще туризм-то, мол, от такого пиара только выиграл. Этой позиции я придерживался ровно до тех пор, пока переехав в Израиль, не обнаружил, что Борат является буквально единственной ассоциацией с Казахстаном для людей из за границы.
В чём проблема?
Проблема в том, что быть казахстанцем за рубежом это и так далеко не самое приятное что может произойти с человеком: мало того что ты иммигрант, так на тебя ещё и сваливается солянка из предубеждений, связанных с тем, что ты выглядишь по-азиатски, возможно исповдуешь ислам и происходишь из страны третьего мира — в общем, казахи и казахстанцы и без посторонней помощи стигматизированны достаточно, чтобы стыдиться своего происхождения. И представьте себе, в этих условиях британец Саша Барон Коэн, не имеющий к Казахстану абсолютно никакого отношения, выпускает коммерческий фильм, где выставляет Казахстан обществом тупых грязных варваров, занимающих свои будни еврейскими погромами и инцестом — и собирает на нём 260 миллионов долларов при бюджете в 18. То есть по факту богатый мудак из первого мира заработал кучу денег на разжиганию ксенофобии по отношению к стране, на которую ему самому было настолько похуй, что съмки Бората происходили в Румынии. Саша Барон Коэн — откровенный расист и я надеюсь, что волна хейта, поднявшаяся в связи с анонсом продолжения фильма, принесёт ему хотя миллионую часть того дискомфорта, который казахстанцы по всему миру испытывают из-за его говно-комедии.