Несколько наблюдений про митинг в защиту интернета.
По моим личным ощущениям, народу было меньше, чем на митинге в защиту Telegram, но Белый Счетчик дает аж в полтора раза больше (15 тысяч). Это может быть связано с двумя следующими наблюдениями.
Полиция откровенно вредительствовала, начиная с изъятия задника и баннеров и задержания волонтеров с шариками и до создания пробок на входе. Мы с
@tanya_f замерили скорость пропуска в 14.10 и в 14.40 - в первом случае в три раза медленнее. Мы это ощутили на себе - полицейские "пропискивали" каждую молнию на куртке, каждую клепку на джинсах. В результате, митинг начался с почти часовым опозданием - глупо же начинать, когда большинство еще снаружи рамок. Ну а нашистская шваль при попустительстве полиции наделала фоток с дронов примерно за час до начала митинга и форсила "опять никто не пришел".
Настроение участников было совем не такое лихое и победное, как на митинге в защиту Telegram. То ли там какие-то надежды были, цифровое сопротивление, самолетики, вот это все, то ли погода не способствовала подъему, но тут было как-то грустновато. Некоторые уходили после первых выступлений. Веселый и активный человек на митинге замещает примерно пятерых грустных, может, поэтому мне и показалось, что было меньше народу.
В основном две возрастные категории до 30 (большинство) и за 50 . Серединки практически нет. Старшим было, кажется, не очень комфортно, чисто эстетически:
музыка там, айстрипик, так сказатб, странные транспаранты, флаги непонятные, синезеленоволосых людей полно.
Про выступления ничего не скажу - мы курсировали от сцены к рамкам и обратно, слышали очень отрывочно. Говорят, даже скандировали "Клишас - мудак", но мы и это пропустили.
Не было (во всяком случае, на сцене) ни одного известного политика, за исключением Михаила Светова. Это можно трактовать как угодно, но собрать 15 тысяч только под цель, а не под персоны - заслуживает отдельного упоминания. Митинг против реновации имени Екатерины Винокуровой собрал меньше. А туда, между прочим, Навльный пришел :).
Нельзя забывать, что одним из тех, кто призывал выйти на митинг, был и Павел Дуров. И сейчас, конечно, поднимется (да уже поднялся) вой, что, дескать, это использование мессенджера в политических целях. При этом, использование полиции и любой другой государственной структуры, а также государственных СМИ в политических целях считается даже не совершенно нормальным, а просто само собой разумеющимся. Официально Telegram уже почти год как заблокирован в Российской Федерации, и потому использование его в качестве политического ресурса - это нонсенс. Сегодняшний митинг подтверждает, что у Дурова - неплохой ресурс влияния через свой "заблокированный" сервис и по-прежнему высокий авторитет среди пользователей.
Кстати, я в упор не вижу ничего политического в этом митинге. Конечно, в обезумевшей политической системе, которая считает политикой спасение редких животных, борьбу с отравляющими население химкомбинатами или поддержку больных диабетом, политика - это вообще любая деятельность. На самом деле - это, конечно же, сугубо правозащитная акция. Людей лишают права на доступ в свободный интернет и люди, вне зависимости от политических убеждений, вышли в защиту этого права, какая тут нахрен политика?
И последнее. Маргарита Симоньян не удержалась от того, чтобы не соврать. Она написала, что съемочную группу Ruptly не пустили на митинг. Вранье это потому, что на митинг-то пускают не организаторы, а полиция - проходи через рамки и дуй в толпу. Многие журналисты (мы с Таней в их числе) именно так и сделали Вот у самой сцены, уже за ограждением, куда мы зашли позже, либертарианцы и правда
устроили "позитивную дискриминацию" для тех, кого они считают пропагандистами. Лично мне на разных мероприятиях много раз отказывали в проходе к сцене - когда мотивируют аккредитацией, когда - еще чем-то. Тут просто им честно сказали, да и все. На месте организаторов я не стал бы так делать, потому что против дискриминации даже отпетых пропагандистов, но я и не организатор.