Size: a a a

Психология

2018 July 30
Психология
ЗАБЫВАНИЕ БЕЗ КОНТЕКСТА

Это затруднение вспомнить информацию в отсутствие контекста [связанных воспоминаний]. И наоборот, встреча с подсказкой сразу тянет за собой всю цепочку воспоминаний.

Пример: если вы были в отпуске и встретили там редкий автомобиль, то встреча с таким автомобилем спустя много лет вытянет из памяти цепочку «забытых» воспоминаний об отпуске. Эффект работает также на эмоциональном уровне: некоторую информацию легче вытянуть из памяти, если вызвать «якорные» эмоции, которые контекстуально связаны с этой информацией.

Из списка когнитивных искажений
источник
2018 August 01
Психология
НАМ НРАВЯТСЯ ТАКИЕ КАК МЫ

Каждый учитель склонен завышать оценки тем ученикам, которые напоминают его самого больше остальных. Если в том, что ты пишешь сам, видна аккуратная манера, то ты считаешь, что и для ученика это важнее. Если пользуешься большими словами, то тебе понравятся ученики, которые тоже пишут большими словами.

Роберт Пирсиг, из книги «Дзен и искусство ухода за мотоциклом»
источник
2018 August 03
Психология
Когда нас не слышат, не понимают, а мы не умеем донести информацию так, как нам хочется — переходим на грубость, иногда и на крик. Пример работы с подобной проблемой, ранее опубликованной в моих дневниках @dianalysis:

teletype.in/@dianalysis/B1zrOV3yQ
источник
2018 August 06
Психология
ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ
или как работает наша память

Полученная в последнюю очередь информация запоминается лучше. Объясняется это малым размером ячеек нашей кратковременной памяти: по мере поступления новых блоков информации старые забываются.

Вспомните разговор, который вы слышали несколько недель назад, — в памяти, скорее всего, остались только обрывки его конца, точечные фрагменты воспоминаний.

Рольф Добелли, из книги «Территория заблуждений»
источник
2018 August 08
Психология
СОЦИАЛЬНАЯ ИНГИБИЦИЯ

Это понижение эффективности производимых действий индивида в присутствии посторонних зрителей. Социальное возбуждение, вызываемое присутствием другого человека, усиливает реакции, но снижает осторожность. Поэтому простые действия, в которых маловероятна ошибка, выполняются успешнее, тогда как в сложных действиях, требующих сосредоточения, растет количество ошибок, из-за чего они выполняются менее успешно.

Пример: в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с легкими лабиринтами и труднее — со сложными, а хорошие игроки в бильярд показывают еще более высокие результаты по количеству попаданий в лузу, тогда как плохие начинают играть еще хуже. Социальная ингибиция противоположна социальной фасилитации.

Материал из Википедии
источник
2018 August 10
Психология
ЕДИНСТВО С МИРОМ
или как работает наш мозг во время медитации

Известно, что в состоянии глубокой медитации возникает особенно яркое переживание единства и целостной интеграции. Антуан Лутц с коллегами из Висконсинского университета обследовали тибетских монахов, проведших не менее десяти тысяч часов в состоянии медитации. Они обнаружили, что медитирующие вызывают у себя продолжительные высокоамплитудные гамма-частотные колебания и глобальную фазовую синхронность, что наблюдается на ЭЭГ во время медитации. Высокоамплитудная гамма-активность, выявленная у некоторых из медитирующих, достигает уровня, еще не описывавшегося в научной литературе.

Почему это интересно? Колебания гамма-частот, вызванные синхронными разрядами групп нейронов около сорока раз в секунду, являются лучшими кандидатами на роль источника создания единства и целостности. Например, на уровне сознательного восприятия объекта именно эти синхронные колебания объединяют различные характеристики объекта — очертания, цвет и текстуру поверхности, скажем, яблока — в единый цельный объект.

Многие эксперименты показывают, что именно синхронные разряды выделяют набор нейронов, получающих доступ к сознанию, от других, которые также разряжаются, но не координируются между собой и потому не допускаются к сознанию. Синхронность — это мощная каузальная сила: тысяча солдат может пройти по мосту, и с ними ничего не случится, но, если они маршируют в ногу, мост вполне может рухнуть.

Томас Метцингер, из книги «Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель Эго»
источник
2018 August 12
Психология
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Непоследовательный родитель, который то дарует привилегии, то беспорядочно навязывает строгие правила, провоцирует ребенка на непослушание. Родитель, который только иногда запрещает своему ребенку есть конфеты между приемами пищи, тем самым предоставляет ему своего рода свободу. От привыкшего к такой свободе ребенка будет очень трудно добиться послушания, потому что ребенок будет терять не просто право, которого он никогда не имел, а предоставленное ему ранее право.

Роберта Чалдини, из книги «Психология влияния»
источник
2018 August 15
Психология
ЭФФЕКТ ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА
или почему мы перекладываем дела на завтра

Мы с трудом соотносим «себя сегодняшних» с «завтрашними», поэтому часто позволяем себе делать то, что нравится сегодня, оставляя отдуваться за это мимолётное удовольствие «тех, кем будем потом». Также мы живем, как будто бессмертны, поэтому сложные дела любим перекладывать на потом.

Пример: во время исследований 74% покупателей, выбирая еду на неделю, предпочли полезные фрукты. А когда их попросили сделать выбор на текущий день, то руки 70% участников эксперимента потянулись к шоколаду.

Решение: попробуйте не отождествлять себя сегодняшних с завтрашними. Представьте, что завтра будет другой человек, а ваше дело, кроме вас, никто сделать не сможет.
источник
2018 August 17
Психология
ВЫЧЕРКИВАНИЕ
или как работает наше внимание

Наше внимание действует избирательно. В каждый миг бодрствования мы воспринимаем мир при помощи чувств, и у нас нет возможности замечать всю потенциально доступную информацию и реагировать на нее. Поэтому мы отбираем и фильтруем ее в соответствии с настроением, интересами, озабоченностью и бдительностью.

Мы вычеркиваем часть информации и формируем наши представления исходя из того, что заметили. Всегда есть и другая информация, но, поскольку она для нас неважна, с чисто практической точки зрения ее как бы и нет. Когда наши ментальные модели [способы понимания, установки и т.д.] уже сформированы, вычеркивание работает на их поддержание.

Пример: родители зачастую не замечают, что их ребенок — уже взрослый. Они по-прежнему видят в нем малыша и слепы к его растущей независимости и возмужанию, пока в какой-то момент он не заявит о себе во весь голос.

Джозеф О’Коннор, из книги «Искусство системного мышления»
источник
2018 August 20
Психология
ИЛЛЮЗИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ
или почему важно вспоминать, а не перечитывать

Попытки вспомнить материал, который мы изучаем, — т.е. извлекать данные из памяти, — гораздо эффективнее простого перечитывания. Психолог Джеффри Карпик и продемонстрировал, что многие студенты при обучении испытывают иллюзию компетентности.

Большинство студентов постоянно перечитывают конспекты или учебники [несмотря на малую пользу такого занятия], но относительно немногие пытаются проверить себя или воспроизвести в уме изученный материал. Когда у вас под рукой учебник [или Google!] — откройте его: вы увидите, что он дает иллюзию, будто материал присутствует и в вашем сознании тоже. Однако это не так. Взглянуть в книгу гораздо легче, чем вспомнить самому, поэтому студенты упорствуют в своей иллюзии и изучают материал менее результативным способом.

Барбара Оакли, из книги «Думай, как математик»
источник
2018 August 22
Психология
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
или как влияет социальный статус других на нас

К тем, кто находится значительно ниже нас, мы склонны относиться с вниманием и заботой. Они настолько ниже нас, что мы не чувствуем угрозы для себя с их стороны и ощущаем свою ответственность за них.

К тем, кто находится чуть ниже нас, мы проявляем некоторую заботу, но и присматриваемся к ним как к возможным конкурентам. В любом признаке их возвышения мы видим угрозу для своего нынешнего статуса.

С теми, кто примерно равен нам, отношения у нас складываются неустойчивые, потому что мы можем видеть друг в друге и друзей, и потенциальных союзников, и потенциальных соперников. Любые новости, хорошие и плохие, об этих людях нам чрезвычайно интересны, потому что любые изменения в их статусе автоматически отражаются на нашем относительном статусе. Больше всего нам интересны сплетни о людях, которые примерно равны нам по своему социальному статусу.

К тем, кто стоит несколько выше нас, мы проявляем агрессию. Мы не оставляем надежд и попыток обойти их в социальной иерархии. Мы радуемся их падениям, поскольку это может позволить нам выйти вперед. Мы стараемся сделать все от нас зависящее, чтобы это падение ускорить и приблизить.

Те, кто стоит значительно выше нас, служат нам ролевыми моделями или героями, и мы испытываем по отношению к ним чувство благоговения и не чураемся подхалимства. Они стоят настолько высоко, что мы и не надеемся когда-либо обойти их. Угрозы с их стороны мы также не ожидаем, потому что они сами считают себя по отношению к нам защитниками и покровителями. Наилучшая стратегия для нас — уважать этих людей и стараться дружить с ними.

Джим Дэвис, из книги «Теория притягательности»
источник
2018 August 24
Психология
Иногда случается так, что отношения, которые раньше вдохновляли и приносили приятные чувства, угасают. И мы не знаем, расставаться или продолжать быть вместе, ведь хочется вернуть то, что было раньше. Пример работы с подобной проблемой, ранее опубликованной в моих дневниках @dianalysis:

teletype.in/@dianalysis/SJGeUETIQ
источник
2018 August 27
Психология
ЭФФЕКТ ТАМАГОЧИ

Это психологическое явление, при котором люди становятся эмоционально зависимыми от робота или другого виртуального объекта. Такое отношение у человека может быть к Тамагочи [маленький переносной виртуальный питомец], сотовому телефону, роботу или компьютерной программе.

Эффект Тамагочи может проявиться в любом возрасте и может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на психическое здоровье человека.

Материал из Википедии
источник
2018 August 29
Психология
Почему более информированным людям чрезвычайно сложно [если вообще возможно] рассматривать какую-либо проблему с точки зрения менее информированных людей?

youtu.be/9TfNE4o0BjQ
источник
2018 September 01
Психология
СТЕРЕОТИПЫ

Одна из причин стереотипизирования заключается в защите социальных ценностей. Поскольку наиболее обобщенные стереотипы представляют собой устойчиво сложившиеся представления об основах мироздания — добре и зле, красивом и безобразном, нравственном и безнавстенном.

Людмила Почебут, из книги «Кросс-культурная и этническая психология»
источник
2018 September 03
Психология
ЛЮБОВНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Когда мы влюбляемся в человека, мы не замечаем его недостатков. В такие моменты преобладают два состояния: счастья и несчастья. Первое заключается в том, что объект влюбленности мы ассоциируем со своей лучшей жизнью. Нам хочется проводить много времени вместе и всю реальность сосредоточить на отношениях. Как писал мой друг, драматург Дима Левицкий: «Любовников следует именовать убийцами. Способ существования любовников — это ежедневное выстраивание границ вокруг себя. Для любовников — все чужие. Любовники забывают отца и забывают мать, любовникам не нужны друзья и государство. У любовников всегда есть свое место, свое черное гнездо, куда они не подпустят никого. Это место наслаждений и гомерического хохота над всем миром. Единственная подлинная коммуникация между любовниками и остальными — это убийство остальных».

Если не получается проводить время вместе, мы ощущаем себя несчастными. Нам не хватает общения, внимания от объекта любви. И чем дольше мы пребывали в состоянии «несчастья», тем ярче [благодаря эффекту контраста] нам будет казаться состояние «счастья» при встрече.

Когда мы не можем получить то, что дает нам счастье, тогда начинаются проблемы. Мы начинаем идти на уступки, менять себя, делать все, чтобы было больше возможности быть рядом. В этот момент начинается перекос, и кто-то из партнеров становится ведущим [устанавливает условия], а кто-то ведомым [потакает ведущ]. Ведомый начинает больше стараться для отношений, больше в них вкладывать и тем самым сильнее ценить их. Ведущий, видя такое упорство ведомого, начинает отдаляться, а ведомый наоборот — тянуться.

В итоге нарушения баланса у ведомого формируется любовная зависимость, падает самооценка и появляется ощущение потери себя. А ведущему становится скучно, потому что исчезает [постоянно подстраиваясь под отношения] тот, с кем начинались отношения.

Если интересно разобраться, что же мы называем «любовью» и какие есть виды любви, рекомендую почитать статью моей наставницы по психотерапии, которую я публиковал ранее.
источник
2018 September 05
Психология
ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЙ
или из чего состоит наша мотивация

Наличие потребности — не единственная мотивация. Нам важно надеяться, что получится удовлетворить потребность, благодаря правильно выбранному типу поведения. Виктор Врум [автор теории] определил мотивацию как произведение следующих переменных:

• ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты;
• ожидание того, что за достигнутыми результатами последует вознаграждение;
• валентность [ожидаемую ценность вознаграждения].

Чем выше значение каждого из множителей, тем выше мотивация. В случае, если один из множителей отсутствует [равен нулю], то мотивация равна нулю.

Материал из Википедии
источник
2018 September 07
Психология
РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ

Есть две главные системы памяти: рабочая и долговременную память. Рабочая — это часть памяти, которая имеет дело с текущей, сознательно обрабатываемой информацией.  Прежде считалось, что рабочая память в состоянии удержать семь объектов, однако сейчас полагают, что рабочая память удерживает всего четыре объекта или порции информации [мы автоматически группируем объекты в порции, поэтому рабочая память более вместительна, чем представляется на первый взгляд].

Рабочую память можно сравнить с жонглером: четыре объекта держатся в воздухе — или в рабочей памяти — потому, что мы прилагаем к этому некоторые усилия. Эти усилия необходимы для того, чтобы наши метаболические вампиры [естественные рассеивающие процессы] не разогнали информацию. Иными словами, нам нужно активно сохранять объекты в памяти, иначе организм направит энергию на другие процессы, и мы забудем информацию, поступившую в память.

Как удержать объекты в рабочей памяти? Часто этому помогает повторение — например, мы можем повторять сами себе телефонный номер, если его не на чем записать. Или же в попытке сосредоточиться можно закрыть глаза, стремясь отгородиться от лишних раздражителей, которые норовят просочиться в рабочую память.

Барбара Оакли, из книги «Думай, как математик»
источник
2018 September 10
Психология
ВАЖНОСТЬ СНА
или как здоровый сон влияет на нашу продуктивность

Многие считают сон роскошью и пустой тратой потенциально продуктивных часов. Но такой подход — контрпродуктивный, поскольку сон повышает способность мыслить. Один час сна дает на несколько часов больше высокой производительности на следующий день.

Исследования показали, что ехать 24 часа без сна или иметь еженедельно в среднем всего четыре-пять часов сна в сутки ведет к когнитивным нарушениям, равносильным наличию 0,1 процента содержания алкоголя в крови – достаточно, чтобы лишиться права управлять автомобилем.

Грег Мак-Каун, из книги «Эссенциализм: Путь к простоте»
источник
2018 September 12
Психология
СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ

Поскольку счастье определяется ожиданиями, два столпа нашего общества — СМИ и реклама, — сами того не желая, истощают планетарные ресурсы удовлетворения. 5 тысяч лет назад юноша в глухой деревне считал бы себя крутым, ведь в деревне всего 50 особей мужского пола и по большей части либо старики, морщинистые и покрытые шрамами, либо малышня. А современный подросток чаще всего боится «недотянуть». Даже если большинство одноклассников — не красавцы, он равняется не на них, а на кинозвезд, спортсменов и супермоделей, которых ежедневно видит по телевизору, в соцсетях и на гигантских рекламных щитах.

Юваль Харари, из книги «Sapiens. Краткая история человечества»
источник