ЧАЙ ДЛЯ УЗБЕКА
Чай для узбека – это неотъемлемая часть его жизни: атрибут трапезы и общения. Подумайте, какая трапеза без общения? И какое общение без чая? В исторически срежиссированной культуре узбекского застолья чай – это пролог и эпилог, это одновременно аперитив и дижестив. Именно чай – прекрасное начало и самое достойное завершение любой трапезы. Скажем больше – он и сам может быть основной частью трапезы. Но и это еще не все. Чаепитие, как церемония – это еще и важный институт социализации любого узбека. Через чай, например, воспитывают уважение к гостю. В одной узбекской популярной песне есть строки: «пиала идет по кругу». Это неспроста. Каждый старается передать ее другому. Тем самым выстраивается «цепочка уважения», или живая социометрия. Пиала движется по траектории взаимного уважения, подтвержденного неформальным статусом участника чаепития. Когда европейцы удивляются тому, что пиалу наполняют чаем в лучшем случае наполовину (а не до краев), то рациональных объяснений этому предложено много: чтобы не было слишком горячо брать пиалу, чтобы чай быстрее остыл и т.д. В наполнении пиалы «с уважением» объяснение простое – чтобы можно было чаще демонстрировать гостю внимание хозяина. Для этого нужно быть наблюдательным и постоянно следить за действиями гостя. Это самое главное качество, позволяющее вовремя подлить свежего чаю в его пиалу. А чего стоит ритуал «кайтар», получивший в русском языке название «поженить»! Это когда трижды во вновь заваренный чайник опрокидывается пиала по принципу «туда-сюда». Узбеки каждый возврат свежего напитка в чайник называют особо. После первого раза мы получаем – «лой», т.е. глину. После второго – «мой», т.е. масло. И только после третьего раза – «чой», т.е. чай. И дело здесь не только в рифмованности действий. Эти движения, безусловно, несут известную психотерапевтическую функцию. Человек переключается от прежней (предшествующей) ситуации к ритуалу чаепития. Благодаря этому настраивается его пищеварительная система, и организм готовится к приему пищи. А сам человек открывается общению в позитивной манере. Создается атмосфера эмоционального комфорта и вхождения в иное душевное состояние. Я бы назвал это состояние философским, несуетливым и органично присущим человеческой натуре. Мне неоднократно приходилось замечать, как управление чайной церемонией делает человека зрелым и богатым, потому что наливающий чай делает это так, будто делится с другими огромным богатством. Обычно люди делают это неторопливо и с достоинством, как если бы угощали гостей роскошным коньяком или кальвадосом.