Автор Telegram-канала @evgenyprimakov специально для @rt_russianНу раз Генри Киссинджер сказал, что мир не будет прежним, стало быть, не будет — Киссинджеру же нужно верить, он голова. Прямо в The Wall Street Journal так и написал: «Чувствую себя в окопе в 1944-м, весь мир в труху, всё изменится до неузнаваемости».
И виновата эта глобальная эпидемия.
Это не поздняя реакция на статью, которая вышла уже две недели назад, — для того чтобы всё, описанное великим Киссинджером, уже явно оказалось панической ерундой, нужно было провести эти две недели в созерцании происходящего в мире.
В смысле биотехнологий: полагаю, что все начнут вкладываться в генетику, вирусологию, исследования ДНК и медицину. В смысле промышленного производства: стало очевидно, что entertainment — это бизнес, а не экономика, а у кого есть промпроизводство, тот и молодец. Что национальный эгоизм — это надолго, что ЕС ждёт кризис, что Китай будет расти и расти и в какой-то момент станет гегемоном (или постарается им стать, и никто не знает, насколько такая гегемония будет чем-то принципиально лучше любой другой). Но разве это фундаментальный слом мира?
Состоятельные игроки уже давно начали накачивать деньгами отрасль биотехнологий, которые всё более сближаются с IT.
Идея Трампа — привет национальному эгоизму — вернуть промпроизводство в США, пусть и притесняя интересы глобального финансового капитала, начала реализовываться задолго до того, как в Ухани кто-то слопал летучую мышь.
Дистанционные технологии развивались и раньше — и карантин просто подстегнул это развитие в разы.
Кризис в Евросоюзе — неужели все забыли, как это выглядит все последние лет пять как минимум? И брексит у нас происходит как мероприятие по предотвращению распространения инфлюэнцы? Итальянцы попали в давно готовившуюся свару, которая началась задолго до того, как старуха в короне и с косой пришла в миланские больницы.
Китай и соперничество с США — и тут коронавирус тоже только катализатор противостояния, у которого гораздо более сложные формы, пути, причины.
Понятны ожидания многих наших экспертов, что вот-вот мир несправедливости и колониального по сути превосходства падёт — и на осколках, и прочая, и прочая. Понятны надежды, что цивилизованный мiр осознает свою эгоистичную неправоту и пойдёт нам навстречу. Понятны, но смешны.
Нас ждёт вторая стадия кононавирусной драмы: угрожающая катастрофа мировой экономики с разрывом торговых, логистических связей. Когда огромное число продукции и её доведение до потребителей зависят от миллионов и миллионов компаний, которые разорятся, и их место не будет занято ещё долго, что скажется на снабжении товарами миллиардов человек по всему миру, вызовет всплеск массовой безработицы, бедности и преступности. И в условиях именно национального эгоизма это взрывоопасная смесь — проверено в 1933-м и 1939-м.
И если мы долго и скучно говорили о кризисе системы ООН и прочих международных балансов, то сейчас самое время переучредить старый добрый мировой порядок. Новый нам, как бы мягко он ни входил в нашу жизнь, вряд ли понравится