«Да, велик русский солдат!»
В далёком болгарском городке Бэла (это было село в годы русско-турецкой войны) в 1965 году появился памятник Юлии Вревской, русской баронессе, которая стала одной из самых первых сестёр милосердия из высшего света. Она оставила все прелести придворной благоустроенной жизни и отправилась в Болгарию, на русско-турецкую войну, чтобы стать обыкновенной фронтовой медсестрой и умереть в 37 лет. Вряд ли кто из дам нынешнего так называемого высшего света способен на сотую долю того, что совершила Юлия Петровна.
Почему ей достался такой короткий срок? Может, всё дело в том, как начиналась и протекала её жизнь. Её год рождения — 1838 (25 января), а по другим данным — 1841, год смерти М.Ю. Лермонтова. Её отец, боевой генерал, сражался на Кавказе. Место её рождения — Кавказ. Ей была уготована обычная судьба барышни того времени, получившей соответствующее воспитание и образование: рано выйти замуж, быть примерной женой и матерью. Но она стала спасителем для тысяч раненых русских солдат, боготворивших её.
Когда началась Русско-турецкая война, Юлия решительным образом перечёркивает всю свою жизнь при дворце. Она продаёт своё орловское имение, а на вырученные средства организует санитарный отряд (или поезд, по некоторым данным) Красного Креста.
Вместе с другими сёстрами милосердия от Святотроицкой общины 19 июня 1877 года Юлия отправляется на войну в Болгарию, приезжает в город Яш и начинает работать в 45-м полевом госпитале.
Сколько же мужества, воли, нравственной чистоты было в этой хрупкой на вид петербургской аристократке! Без слова жалобы или упрёка переносила она непомерный физический труд, ужасы, страдания — обычные явления любой войны. И постоянно стремилась туда, где бы она принесла большую пользу.
Трагичен и велик новый год. Последний год её жизни. Через несколько дней она заражается сыпным тифом, болезнью, которая, наносила войскам большой урон. Вакцину от этой страшной болезни сможет разработать только в 1942 году русский врач Алексей Пшеничников.
Она мучилась две недели. Та, которая сутками ухаживала за больными, сейчас сама нуждалась в заботе. Но она ни на что не жаловалась. Впадала в забытье. А когда вернулась память, она приказала сжечь свой архив, два толстых запечатанных конверта. Она не хотела, чтобы в тайниках её души рылись чьи-то жадные до сплетен руки.
24 января 1878 года её не стало. Могилу в селе Бяла ей копали раненые русские солдаты. И они несли лёгкий гроб, не позволив это сделать никому другому.
@RUSNG