Русский куратор Манхэттенского проекта
Борис Фёдорович Пашковский родился в семье русского православного священника (в 1934-1950 годах - митрополит всей Америки и Канады Феофил), который был направлен Церковью в 1894 году в Калифорнию. Его матерью была черногорка родом из Калифорнии. Благодаря такому стечению обстоятельств Борис с детства свободно владел английским и сербохорватским языками, позднее овладев немецким и французским.
В 1913 году он вместе с семьей вернулся в Россию, где обучался в 12-й московской гимназии. В годы Первой мировой войны его отец служил военным священником в 52-й пехотной дивизии. С августа 1916 по май 1917 года Борис служил там же, в 52-й артиллерийской бригаде. Принимал участие в боях.
К весне 1918 года он работал в YMCA (молодёжная волонтерская организация) и обучался в гимназии в Симферополе. Зимой 1920 года поступил в военно-морские части Белой армии, где служил в команде крейсера «Генерал Корнилов» и использовался как переводчик на переговорах с англичанами. Был награждён Георгиевским крестом 4-й степени.
В 1920 году Борис женился на Лидии Ивановой, а когда стало ясно, что власть в стране окончательно перешла в руки большевиков, эвакуировался с частями Врангеля. В 1921 году он сотрудничал с Христианской ассоциацией молодых людей в Берлине, где 14 июня родился его сын Эдгар Константин Борис Пашковский (также известный как Эдгар К. Б. Пэш).
После возвращения с семьёй в Соединённые Штаты Пашковский поступил в Спрингфилдский колледж (штат Массачусетс), где получил степень бакалавра в области физического воспитания. В сентябре 1924 года он укоротил фамилию с «Пашковский» на «Пэш». Продолжив образование, он получил степень магистра в Университете Южной Калифорнии. До Второй мировой войны Пэш преподавал физкультуру и тренировал бейсболистов в Высшей школе Голливуда в Лос-Анджелесе, дослужившись до главы атлетического департамента.
Еще в 1930 году Борис попал в резерв армии США, принёс присягу и получил чин 2-го лейтенанта. Пройдя месячные сборы по призыву в мае 1940 года, он был призван в вооружённые силы сроком на один год.
После налёта на Перл-Харбор, Пэш участвовал в совещаниях на тему интернирования японцев американского происхождения. В сентябре 1942 года Пэш повышен до главы контрразведки военного округа. Попутно весной 1943 года, совместно с ФБР, Пэш борется с коммунистическим проникновением в Сан-Франциско и Беркли.
К весне 1943 занимался вопросами безопасности Манхэттенского проекта в Лос-Аламосе. В августе 1943 года Пэш лично допрашивал Оппенгеймера, руководителя Манхэттенского проекта, по подозрению в том, что тот скрыто состоит в коммунистической партии США. Коллеги Бориса запомнили его как фанатичного любителя своей работы, искренне ненавидевшего коммунистов.
В конце 1943 года Пэш был назначен главой миссии «Алсос». Целью этой операции было определить, насколько далеко Страны Оси продвинулись в создании ядерного оружия, а также обезвредить ядерное сырьё и захватить учёных, работавших над ядерным проектом нацистской Германии. В рамках миссии «Алсос I», Пэш и небольшая команда специалистов высадились в Италии, собрав первичные данные о немецком ядерном проекте. Более крупномасштабная вторая миссия «Алсос» была осуществлена на территории Франции, Бельгии и Германии. «Атомный спецназ» извлёк десятки тонн урановой руды, а также захватил ценнейшие данные и немецких специалистов, включая Отто Гана, Макса фон Лауэ и Вернера Гейзенберга.
К середине 1946 года Пэш был направлен в Токио, где служил в штабе под командованием генерала Дугласа Макартура в качестве начальника отдела по связям с иностранцами. Благодаря усилиям Бориса Пэша, заручившегося поддержкой Макартура, удалось недопустить перехода Японской православной церкви под юрисдикию Московского патриархата.
Полковник Пэш был увековечен в Зале славы военной разведки США в 1987 году. Скончался в возрасте 94 лет в Гринбрей, штат Калифорния, похоронен на кладбище в Колме (пригород Сан-Франциско).
———————————————
Борис Пэш направляется принимать капитуляцию Танхайма, весна 1945 года.
@RUSNG