Посмотрел фильм Собчак "Монастырь особого назначения".
Тема сложная, поэтому попробую сформулировать своё мнение без сильных эмоций.
Фильм мне понравился как с профессиональной, так и с этической точки зрения. Я обсуждал его с двумя знакомыми священниками – они тоже оценили фильм положительно. Один из них мне написал: "Собчак молодец. Мне понравилось. Без былого пафоса. Взрослеет видно".
Понятно, что православной аудитории сложно сохранить в оценке фильма объективность, так как он сделан именно Ксенией Собчак, и есть риск в обсуждении скатиться к обвинениям в "нападках на церковь" в целом. Поэтому оценивать фильм и то, что в нём показано, нужно безотносительно отношению к Собчак.
Говорить о каких-то "нападках на церковь" нет смысла, потому что в фильме про Среднеуральский монастырь и про "схиигумена" Сергия ничего не придумано, очевидно всё это правда. Я, конечно, в этом монастыре не был, но у меня нет повода не доверять всему сказанному в фильме, потому что очень хорошо знаю, что в подобных монастырях, церковных общинах, духовных семинариях происходит. Плюс-минус всё тоже самое. В Петербургской семинарии обучались многие мои знакомые, кроме того близко знаю людей (в т.ч. девушек), которые в юном возрасте находились в монастырях и православных гимназиях. Везде картина была одна и та же, натуральный православный совок: "железный занавес", репрессии, обыски, голод, побои, публичные унижения и т.д. В некоторых подобных заведениях я бывал проездом и сам. Конечно, закрытых духовных учреждений в России множество, не берусь судить о всех. Но те, в которых бывал я и о которых слышал, практикуют вещи, ни имеющие с реальной духовной жизнью ничего общего. Никакой христианской любовью там и не пахнет. Эти заведения люди часто покидают с поломанной психикой и ненавистью к церкви.
Контингент "воспитателей" в этих заведениях примерно один и тот же – малограмотные, но амбициозные, злобные "матушки" и "батюшки", которые имеют явные психические отклонения и упиваются своей маленькой властью над детьми и подчинёнными. Любовь к Богу они прививают насилием, и этим же насилием надолго или навсегда отталкивают людей от Бога и церкви. Примеров множество. Опять же, знаю немало людей, которые покидали закрытые духовные заведения и в церкви больше ни разу не появлялись. Собственно, об этом рассказывает главная героиня фильма Собчак Христина. Хотя она показывает пример человека, который от церкви отвернулся, но веру всё-таки сохранил. Но чаще люди веру теряют.
Что касается "схиигумена" Сергия, то это просто психически больной человек, причем человек злобный и опасный, так как имеет влияние на многих людей. В предыдущем своём посте про Сергия я писал о нём с иронией, но потом понял, что недооценил проблему. Проблема в том, что это не какой-то очередной церковный сумасброд с аудиторией в пару сотен тёток. Здесь виден размах. Боюсь аудитория у этого Сергия исчисляется десятками тысяч. Уже пишут про некий "глубинный народ", который мы (люди городской культуры) не замечаем и недооцениваем. И этот народ абсолютно серьёзно и за чистую монету воспринимает риторику Сергия и ему подобных.
История вокруг монастыря и Сергия ещё далека от завершения. Понятно, что со временем церковная система переварит этот конфликт (некоторые называют это расколом), и "схиигумен" со своей "паствой" будет выдавлен в подполье. Но глобально проблему церковного насилия это не решит. А решать надо. Надо, в первую очередь, самой церкви, которая из-за всех этих мерзких практик теряет людей.
Моё мнение: монастыри и православные общины не должны воспитывать детей, это место для сознательных взрослых людей, решивших посвятить жизнь богослужению; учебные же заведения – гимназии, семинарии – должны быть полностью отрытыми, как любое светское учреждение, а при РПЦ должна быть создана служба, проверяющая духовные заведения на предмет соответствия их нормам христианского воспитания и обучения.