Ходорковцы еще не оправились от крупнейшего секс-скандала в истории независимых медиа, а уже
выпустили hit piece об открытие в центре Москвы книжного магазина «Черная сотня». Мол, негодяи, осквернили святые для рукопожатных людей Чистых пруды нечистым русским духом.
Как еврей, я наверное тоже должен возмущаться, кипеть как чайник, размахивая кулачками вслед за депутатом Вишневским и ведущим Сванидзе. Но мне такие, крайне редкие в хипстерском ландшафте, места милее исторической правды.
Ну да, сотня черная, а мочили сотню ребятки красные — встречали погромщиков отряды еврейской самообороны, охотились на черносотенцев революционеры, борьба и ненависть была обоюдной. Чего же сейчас баламутить воду, тем более издание скорее консервативное, чем радикально-антисемитское?
Все это дела прошедших дней, ни в коей мере не являясь симпатизантом, не вижу ничего плохого, что какие-то ушлые питерские ребята взяли раскрученный «бренд» и начали вести над ним какую-то довольно мирную деятельность: выпускать книжки про русских царей и Донбасс, организовывать лекции и сраться со «Спутником и Погромом».
У МБХ, кстати, фактическая ошибка в бэке — там утверждается, что Просвирнин дружит с черносотенцами, но после смерти писателя Крылова, ЧС и СиП вдрызг разругались из-за каких-то денежных крох.
Также отмечу, что современная реинкарнация «Черной сотни» вообще оказалась предельно комичной и достойной отдельного рассказа. Если вкратце, то в начале девяностых ее пытался возродить сын писателя Роберта Штильмарка, известного романом «Наследник из Калькутты».
Бывший «памятник» Александр Штильмарк выпускал газету «Черная сотня» и возглавлял одноименную организацию, которую правильнее было бы назвать «черная тройка» или «двойка» — по количеству членов. Будучи мастером срачей, он перессорился со всеми своими соратниками(«Память», РНЕ), предполагаемыми соратниками(советскими и прочими патриотами) и соратниками соратников(скинхедами и язычниками).
Вершиной деятельности новой «сотни», пожалуй, можно считать рейд по «Бланку» — так называли участок у музея Ленина, где буквально на Красной площади продавалась околонационалистическая литература. Новые черносотенцы тогда занимались не изданием книг, а их изъятием — они отнимали у бабушек-продавщиц экземпляры ныне запрещенной книги «Удар русских б-гов». По мнению Штильмарка, этот неоязыческий труд оскорблял православие(иудаизм он, впрочем, оскорблял куда больше).
Короче, «Черная сотня» сегодня — это вовсе не страшно, а довольно весело. А кому интересно как выглядели их предшественники, вроде бы недавно закрывшиеся,
почитайте мой культовый репортаж из музея Талькова.