После гибели отца Тесей стал царём Афин — по версии Псевдо-Гигина, седьмым по счёту[51]. В этом качестве он провёл масштабные преобразования. Жители Аттики, которые либо населяли со времён Кекропса двенадцать городов[52], либо со времён Иона жили в рамках четырёх племенных образований (фил), подчиняясь филовасилевсам[53], были теперь объединены в рамках большой общины — полиса Афины, который начал расширяться на юг и юго-восток от акрополя[54]. По словам Плутарха, Тесей лично обошёл «дем за демом и род за родом», уговаривая подданных согласиться на такое объединение (синойкизм). Аристократам он обещал, что ограничит свою власть, оставшись только военачальником и стражем законов; добившись всеобщего согласия, царь разрушил местные дома советов и пританеи и создал в Афинах новые органы власти. В память об этих событиях он учредил два праздника с жертвоприношениями: Панафинеи и Синойкии (или Метэкии)[55].