О религиозных войнахМне всегда нравилось, что в Японии не было религиозных войн. Все споры между буддийскими школами обычно заканчивались публичными диспутами либо написанием какого-нибудь трактата, где рассказывалось о том, что школа Тэндай - это, конечно, получше конфуцианства, но до Сингон им ещё как до Луны пешком. Причина такой терпимости? Их много.
Во-первых, сказалось то, что в буддизме нет идеи души, вечных посмертных мук и присутствует идея перерождения. Вы даже не представляете, насколько это снижает градус нетерпимости. Ведь по сути пропадает причина запрещать чужие культы и навязывать людям единичное воззрение, поскольку только оно и может спасти их души от страданий после смерти. До тебя не дошло, что Сингон лучшая школа в мире? Ничего, пару раз переродишься - и дойдет, не всё сразу.
Во-вторых, язычество обычно гораздо терпимее к иным культам, чем монотеизм, поэтому особого конфликта между синто и буддизмом не было, не считая войн между кланом Сога и Мононобэ и Накатоми, которые носили в первую очередь политический характер. В-третьих, буддизм гораздо более спокойно относится к местным религиозным культам, чем монотеистические религии, поэтому японские буддисты просто признали японских богов воплощением бодхисаттв или указали на то, что им также необходимо учение Будды для избавления от страданий. На том и порешили.
Конечно, в этих правилах появлялись исключения, например, такие монахи, как Нитирэн, который призывал закрыть все буддийские школы, а их монахов казнить, поскольку их взгляды не соответствуют истинному учению Будды. Что делало государство с такими экстремистами? Правильно, отправляло в ссылку на остров, чтобы не мутили воду.
Думаю, стоит сказать и пару слов про войны между храмами. Такое бывало, но причины таких войн были сугубо материальными: земля, деньги, влияние при дворе. Никто не хотел истребить оппонентов за неправильное учение. И это хорошо, потому что когда люди воюют за спасение душ людей, они готовы всё и всех положить на алтарь победы.
#Япония, #буддизм