🇷🇺🎥🇨🇫
На этой неделе на канале НТВ состоялась премьера фильма Турист, посвященного скучным трудовым будням сотрудников российской ЧВК в Центральноафриканской Республике.
Главгерой – молодой бывший мент Гриша, который из-за своей честности и неподкупности лишился хлебного места в полиции. Обидевшись на гнилую систему, Гриша стал «музыкантом» и отправился в свою первую командировку в ЦАР, которая чуть не станет последней (спойлер: не станет конечно).
На первый взгляд,
получился крепкий бюджетный боевичок категории Б с целым вагоном специфических деталей, понятных по большей части самим участникам процесса: от узкопрофильного юморка до присутствия в кадре «тех самых» видов оружия и техники.
Туриста легко спутать с т.н. «заклепочным» кино, где из-за чрезмерного внимания к техдеталям теряется драматургия и сюжетные перипетии. Меж тем «заклепки» не были самоцелью для создателей фильма, равно как и стремление получить приз за лучшую мужскую роль на каком-нибудь Кинотавре. Учитывая
предполагаемое финансирование ленты известно кем, перед нами ни много ни мало – полуторачасовая корпоративная реклама.
Месседж у Туриста довольной фаталистический: не нужно бунтовать против гнилой системы, пытаться её изменить или адаптироваться к ней – лучше подпиши контракт и отправляйся убивать негров защищать Родину за тысячи километров от Родины, пока очередной продажный чинуша или паркетник в погонах выводит бюджетный миллион на Каймановы острова. Разумеется, никакого патриотизма тут нет и быть не может.
Однако Турист и не пытается играть на патриотических чувствах: в фильме не размахивают российскими флагами под крики «УРА!» и «За Родину!», не задвигают пафосных речей в духе сталинского «Александра Невского». Нет здесь и обязательных для военных фильмов размышлений об ужасах войны и человеческом страдании.
Вместо этого зрителю постоянно демонстрируют корпоративную специфику работы «для своих»: вот наши уралы, вот наши вертолеты, вот наш пулеметный расчет, вот вода с аспирином, вот таблетки от «маляры», вот франкоговорящие негры и тд. Видите, как круто? Ай-да с нами! По этой же причине в фильме не погибает/не остается калекой-инвалидом ни один из «музыкантов»: смерть и увечья не должны отпугивать будущих сотрудников ЧВК.
Вообще, кино «для своих» давно стало непременным атрибутом российского (около)государственного корпоративизма. Свои кинофильмы и телесериалы есть у полиции, медиков, спецслужб, спортсменов, спасателей и тд. На наш взгляд, Туриста стоит рассматривать как в целом неплохую попытку чвкшников создать свое корпоративное агитационное кино.