ПОЧЕМУ ПОГИБЛА ШЕСТАЯ РОТА?
КТО ЖЕ ТОТ, ЕДИНСТВЕННЫЙ, ЧТО ПРИШЁЛ ЕЙ НА ПОМОЩЬ?
КАКИМИ, РЕАЛЬНО, БЫЛИ ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА
КОМБАТА ЕВТЮХИНА (ПОЗЫВНОЙ «АСТРА»)?
Вопросов-то море. Двадцать лет прошло, а ответы всё ищут. Или не ищут, просто говорят: «Бросили, предали»! Впрочем, расследованиями занимались и ФСБ и прокуратура. У них свои выводы. Громких уголовных дел не было.
Я, к тому времени, находился на Кавказе уже более полугода. Сначала в Дагестане (Ботлих-Карамахи), потом в Чечне. В начале марта
мы, репортёры, жившие на Ханкале, занимались селом Комсомольским, в котором шли большие бои. Тема Шестой роты нас, сначала, не коснулась.
Сначала объявили: погибли тридцать десантников. А потом мы узнали правду: восемьдесят четыре. Тему руководители не раскачивали, объявив коротко: две тысячи боевиков шли на Восток, им преградила путь Шестая рота. Все погибли. По телевизору – Псков, большие похороны, всё.
А потом начали задумываться: почему этот бой, собственно, произошёл? Да потому что в горах Чечни, в котёл, попали пять тысяч боевиков. Жрать нечего, зимние чеченские сёла сами брошены Масхадовым и его властью на произвол судьбы. Дорога в спасительную Грузию плотно перекрыта пограничниками. Труба.
Три тысячи боевиков, следуя за полевым командиром Гелаевым, вырвались на равнину. И тут же попали в ловушку в большом селе Комсомольском. Две недели их уничтожали, постепенно сжимая кольцо из спецназов ГРУ, ВВ МВД и ГУИН. Там же воевали СОБРы и пехота МО РФ.
Почти две тысячи боевиков в Комсомольском уничтожили. Помню, продвигаясь к центру села была проблема – не идти по телам. И, всё, равно, думаешь, что кочка, оказывается – присыпанные землёй от взрыва человеческие останки. Банду Гелаева разгромили.
А вот Хаттаб и Басаев пошли в Дагестан. И наткнулись на Шестую роту (на Востоке Чечни в кольце окружения стояли десантники, Восточная группировка). Второй вопрос: почему не заметили такую толпу? Я не могу ответить. Знаю, что и три тысячи боевиков Гелаева, пока они не вышли на равнину, тоже были невидимками.
Горы под Улус-Кертом «волосатые», все покрыты лесом, Хаттаб и Басаев командиры опытные, поэтому скрытное перемещение было возможно. А вот как объяснить, что в штабах пренебрегли предупреждением военной контрразведки ФСБ, о том, что на Восток идут большие банды – не знаю. А может и не пренебрегли, и, как раз послали Шестую роту укрепить рубеж.
А ведь, Хаттаб и Басаев-то атаковали сначала другую высоту. Но, там уже отрыли окопы, стояли мины, и десантники их отбросили назад, отделавшись одним легко раненым артиллеристским корректировщиком.
И боевики пошли через высоту 776, зная, что она пустая. А на неё, как раз, заходила Шестая рота, с задачей занять эту высоту. Начался встречный бой.
В полночь уже во всех окрестных опорных пунктах знали, что на высоте 776 подразделение с позывным «Шкипер» (Шестая рота), при которой находился старший начальник с позывным «Астра» (комбат Марк Евтюхин), ведёт тяжёлый бой с противником. Почему информация увязла в штабах – не понятно.
В конце концов командир 104 полка Сергей Мелентьев настоял, и послал на выручку сотню своих десантников. Он всё делал грамотно, что не помешало его сделать потом во всём виноватым. Этого офицера сняли с должности, навесили взысканий. Он умер от разрыва сердца. А людей, которых Мелентьев тогда послал на выручку остановили на полпути.
На выручку шли пехотинцы, при поддержке танков. Наткнулись на заслон боевиков, и дальше не продвинулись. А со стороны 108-го полка вышли две группы спецназа ВДВ, старший Андрей Лобанов, группа «Вымпела», старший Дмитрий Разумовский, и сто десантников с гранатометным взводом.
ЭТО ПОЛНОЕ ИНТЕРВЬЮ АНДРЕЯ ЛОБАНОВА О ДЕТАЛЯХ, КОТОРЫЕ ЕМУ, СВИДЕТЕЛЮ, ИЗВЕСТНЫ: