ПОСЛЕДНИЙ ФРОНТОВОЙ ОПЕРАТОР СЕМЁН ШКОЛЬНИКОВ, - О НЕКОТОРЫХ ДЕТАЛЯХ СЪЁМОК НА ВОЙНЕ. РАССКАЗ О ТОМ, КАК ОН ПЕРЕД ПАРАДОМ ПОБЕДЫ ЧУТЬ НЕ ПОПАЛ ПОД ТРИБУНАЛ, О ВЫСАДКАХ С КИНОКАМЕРОЙ В ТЫЛУ ВРАГА, И О ТОМ, КАК СНИМАЛИ НА ФИНСКОЙ ВОЙНЕ.
Я ездил к Семён Семёновичу в Таллин, где он жил. Всё-таки последний, на тот момент, фронтовой кинооператор, я посчитал, что обязан был его навестить.
Таллин. Трёхэтажный дом, с несколькими квартирами. Дверь открыл поджарый мужчина, называть девяностолетнего Семён Семёныча старичком у меня бы язык не повернулся. Характер? Жизнерадостный. Стиль поведения? Подвижный, полная открытость.
А ведь это человек, который однажды (я про возраст), будучи ассистентом кинооператора, сказал заслонявшей интересный ракурс женщине: «Подвинетесь, пожалуйста»! Она обернулась. Глаза навыкате, уже пожилая, взгляд возмущённый. Оказалось – Крупская, Надежда Константиновна, вдова Ленина. Вот какие у него современники.
Школьников родился в Москве, отучился на слесаря, работал на заводе «Серп и молот». Но, в 1934 году, случайно, узнал, что требуется помощник оператора. И всё. В жизни его осталось только кино. Окончил ВГИК. В 1939 был отобран в группу операторов для спецзадания – снимать Зимнюю войну. Он уже тогда стал фронтовым оператором. Его кадры попали в знаменитый документальный фильм «Линия Маннергейма».
Но, потом срочная служба в армии, в РККА, война, тяжёлое ранение и отправка в тыл. Переподготовка, - и Школьников снова на фронте, уже командиром разведвзвода. Бои за освобождение Ржева, снова ранение и отправка в тыловой госпиталь. А там, прямо после излечения Семён Семёныча отправили на Московскую студию, присвоили звание капитан-инженера и перебросили на Калининский фронт уже кинооператором.
Школьников – единственный оператор, которого трижды забрасывали в тыл врага, к партизанам. Он ходил в рейды и снимал. Потом были сражения на Балканах, полёты на Ил-2, когда при атаках фашистских истребителей, сидя на месте стрелка-радиста, он откладывал камеру и отстреливался из пулемёта. Потом Курская дуга, 1-й Украинский фронт… Орден «Боевого красного знамени»!!!
Кстати, сам Семён Семёнович рассказывал мне про 258 фронтовых операторов, снимавших Великую Отечественную войну. Позже историки выяснили, - операторов было 308, плюс 107 режиссёров, звукооператоров, администраторов. Почти все получили ранения, каждый второй был тяжело ранен, каждый пятый оператор погиб. А пять лет назад оператора Школьникова тоже не стало.
Сейчас я сделал про Семёна Семёновича коротенький фильм. Он мне рассказывал, как его забрасывали в тыл к немцам, и что партизаны ценили выше патронов, как ходил подрывать фашистские эшелоны, почему некоторых участников Парада Победы срочно, переодевали в новые мундиры прямо перед выходом а Красную площадь! И почему его мощнейшее похмелье не помешало работе во время съёмок Парада на Красной площади.