А вот сейчас — серьезно.
Любой, кто хоть раз пытался привлечь инвестиций от «западных партнеров» (а я — пытался и не раз) знает, что очень трудно объяснить иностранцам «тонкости ведения бизнеса в России». Ну, например, попробуйте объяснить грекам или чехам то, что в России всенепременно требуется идентификация пользователей в сетях связи, а если ее нет, то бизнес несет риски несовместимые с деятельностью. Или почему оператор за свои деньги должен покупать СОРМ.
Или попробуйте обосновать наличие в бюджете строчки «штрафы», которые все равно будут, ибо законодательство «постоянно совершенствуется».
Чтоб вам было понятно, почему Россия с точки зрения мирового ИТ-комьюнити смотрится, как галимый мордор, я вам расскажу историю про соседей. Про Казахстан. А уж вы потом сами выводы делайте — стоит ли начинать там бизнес, или нуивонафиг.
Историю, на самом деле, я уже пару раз упоминал. Ну, например, то, что в Республике Казахстан: "Обмен интернет-трафиком между операторами связи запрещено осуществлять через иностранных операторов за пределами Республики Казахстан":
t.me/zatelecom/2995Или вот -- у одного из операторов изъяли сервера GGC:
t.me/zatelecom/3936А это, собственно продолжение истории:
t.me/zatelecom/5818Теперь давайте я немного подробнее, но сжато-коротко попробую объяснить, что там происходит:
Олег Емельянов (его многие знают, потому что он был частым гостем КРОСа) запилил небольшого провайдера в городе Караганда (да, та самая — где-где-в-Караганде).
Суть его бизнеса (кроме простой продажи услуг абонентам) заключался в том, что он покупал полосу у магистралов (помните закон за "запрет обмена трафиком через иностранных операторов"?), которую оптимизировал с помощью Global Google Cache и еще нескольких CDN-провайдеров. А потом продавал местным провам связность.
Ну, хороший бизнес. Хотя бы потому, что по отдельности операторы Караганды не могли по формальным признакам получить GGC. А собрав колхоз — могли.
Но какому-то местному бабаю этот бизнес не понравился. Или наоборот понравился — кто там разберет, что у этих бабаев в головах.
Суть претензий: как так — вы покупаете (условно) 10G полосы, а продаете 30G? Непорядок! Мошенство! (интересно, а всех владельцев дата-центров в РК тоже пересажают?)
А дальше начинается странное, даже по российским меркам. Бабай пишет заявы в прокуратуру (или как там оно на местном наречии) и все заверте...
Суть претензий к Олегу следующая: Олег (очевидно, из преступных соображений) зарегистрировал /22 сеть IP-адресов в RIPE. Это в 2011 году еще было. Но поскольку тогда он был просто стартапом, а RIPE нужно контору, то адреса были оформлены на "дружественное ТОО", которое операторской деятельности не вело. Просто компания, занимающаяся торговлей компьютерными комплектующими.
Потом, когда бизнес боле-менее сформировался, Олег перевел услуги на свою контору. Это, кстати, важно в контексте — по условиям RIPE все вот эти вот айпи-адреса не являются собственностью. Это услуги.
Цитирую пункт 10.2. "соглашения RIPE":
Участник признает и соглашается с тем, что регистрация Ресурсов Интернет-номеров не порождает возникновения собственности, и регистрация Ресурсов Интернет-номеров на имя Участника или третьей стороны не предоставляет Участнику или третьей стороне никаких прав собственности. Участник признает, что любые Ресурсы Интернет-номеров, снятые с регистрации RIPE NCC, могут быть перерегистрированы другой стороне в соответствии с политикой RIPE.
Но бабай же не умеет в интернетах читать. А казахские юристы — тем более. У них же нет цели развивать ИТ в РК. У них есть цель получить ништяков от бабая. Или я не знаю, как там бабай местных пентов коррумпирует.
Так вот. Прокуроры, полиция, суд решает, что Емельянов совершил страшный поступок. А именно: мошенским способом перерегистрировал IP-адреса на себя с "дружественного ТОО", которое бабай купил. Причем, нашли какого-то местного "иксперда", который "оценил" сетку /22 адресов в сколько-то там миллионов тенге, что составляет "особо крупное". Этот эпический док у меня есть - очень смешной.