Похоже, дела у Gett все хуже и хуже (и это не шутка)Специально не ставил новость с утра, хотел подробно написать. Есть две версия.
Версия Forbes: Gett
создаст первого «виртуального агрегатора» такси на базе «Ситимобил». По факту, Gett планирует передать «Ситимобил» обслуживание своих пользователей в эконом-сегменте. И это так себе знак.
Версия РБК: Сначала
обсуждали передачу эконома, но теперь обсуждают слияние — Ситимобил забирает Gett, а владельцы Gett получают долю в Ситимобил.
Обе заметки вышли с разницей в 10 минут и обе написаны по источникам. Официальной версии пока нет. Давайте разбираться, но сначала предыстория.
В предыдущих сериях:
-
декабрь 2018. Reuters пишет, что Volkswagen спишет свои инвестиции в Gett. Эту новость опровергал только основатель Gett Шахар (теперь Дэйв) Вайсер.
-
май 2019. В интервью РБК Вайсер обещает, что сервис вот-вот станет прибыльным. И собирается на биржу, причем сделает это успешнее Uber и Lyft.
-
июнь 2019. Узнаем, что переговоры о покупке Gett вели МТС и Mail.Ru. Как мы видим, до сделки не дошло. Mail.Ru Group предлагала $150 млн, а Gett хотел $450-600 млн. Я тогда
посчитывал, что вcю компанию Mail оценила в $600 млн, хотя Gett собрал $813 млн инвестиций.
-
сентябрь 2019. Gett пожаловался в ФАС на сделку «Яндекс.Такси» и «Везет».
-
ноябрь 2019. Gett объявил, что закроет бизнес в Нью-Йорке и предложит бизнес-клиентам использовать Lyft в США.
-
март 2020. Gett решил судиться с Volkswagen. В Gett считают, что VW хотел выведать, как все устроено, чтобы запустить конкурента. Хотя VW вроде как вложил $300 млн в 2016-м в обмен на 20%.
И теперь вот это. Источник Forbes, близкий к Gett, рассчитывает, что сделка усилит позиции компании в корпоративном сегменте. Благодаря партнерству с «Ситимобил» машины к клиентам Gett должны приезжать быстрее. Сам Gett при этом сократит затраты на водителей в эконом-классе. А с Ситимобил будет получать комиссию за заказы.
Фактически, это означает, что водителей у Ситимобил больше, раз даже при загрузке по основному сервису они будут приезжать к заказчикам Gett быстрее самого Gett. Честно говоря, последние новости от Gett - неудачная попытка продаться, суды и жалобы в ФАС, закрытие сервиса в США - свидетельствуют, на мой взгляд, о том, что у компании все не очень хорошо, бизнес скукоживается. А нынешняя сделка может говорить о том, что Gett уже не вывозит эконом-сегмент в одни руки. Проще отдать конкуренту, получая хоть какую-то комиссию, чем продолжать заниматься самому. Это если разбирать версию Forbes.
РБК делает интересное замечание. Gett получил от Сбербанка венчурный 7-летний кредит на $100 млн в 2016-м. Если не вернуть, то Сбер имеет право на акции по заранее обговоренной цене. А Сбер у нас теперь владелец «Ситимобил», и выкуп Gett может помочь разрулить историю с кредитом (реструктуризировать его). Выплачивать кредит, когда бизнес скукоживается, явно не лучший сценарий.
Только сейчас подумал, что суд в VW может быть связан с тем, что хоть VW и списал инвестицию (якобы), но доля то осталась. Зачем отдавать долю VW, если интереса к компании нет. А так по суду можно отжать долю. Но это мои догадки.
Ладно, у всех могут быть проблемы. Но Дэйв Вайсер ходит по интервью — то в РБК, то в «Русские норм» — и с уверенным видом говорит, что все круто, рукой подать до прибыльности, а уж когда мы выйдем на биржу в 2020-м, то Uber и Lyft вздрогнут. Правда, выход на биржу можно отложить из-за коронавируса, поэтому за гигантов можно полгодика-год не переживать.
P.S. Еще обидно, что Forbes ни словом не упоминает подробности вокруг Gett, рассказывая о готовящейся сделке. Потому что с подробностями история играет совсем другими красками. Зато приятно, что журналисты Forbes отдельно подчеркивают, как правильно склонять название города Одинцово (смотри фото ниже).