В связи с «мусорной» реформой в регионах есть компании, в предоставлении помощи которым федеральный центр сейчас заинтересован в первую очередь. Это региональные операторы по обращению с ТКО. «Мусорная» реформа превратила их в монополистов, следовательно, в случае прекращения их деятельности наступит «мусорный» коллапс. А дополнительный источник недовольства граждан на фоне кризисного периода становится особенно нежелательным. Поэтому так актуален предоставленный РЭО в апреле
список из 20 регионов, где региональные операторы могут прекратить свою работу вследствие возросших из-за кризиса неплатежей.
В худшем положении традиционно находятся «бедные» республики. В список вошли сразу пять кавказских республик (все кроме Чечни), Республика Алтай, Тыва. Финансовые проблемы населения и недобросовестность операторов создают там сложно поправимую ситуацию. Например, в Ингушетии за период с 30 марта собираемость платежей упала на 95%. Предоставляемая федеральная помощь в виде 20% расчетной необходимой валовой выручки не спасет единственного в регионе оператора «Экосистема» от банкротства. В республике ожидается конкурсный отбор четырех новых региональных операторов.
В свете предстоящих в этом году губернаторских выборов привлекают внимание и сложности в «мусорной» отрасли Костромской и Смоленской областей, которые ранее проблемными не считались. Скорее всего, кризис здесь является временным и не повлечет за собой серьезных изменений в сфере обращения с ТКО. По крайней мере в этих регионах нет сейчас острых конфликтов.
Проблемы чаще возникают в экономически отсталых регионах. Поэтому удивляет наличие в списке Новосибирской, Кемеровской и Вологодской областей, где «мусорный» кризис скорее связан с кризисом управленческим. Так, в Вологодской области установлению норматива по вывозу ТКО не предшествовал необходимый анализ. Управление ФАС потребовало пересчитать расходы региональных операторов. А территориальная схема вызывает столько вопросов, что власти решили разработать новую и затратить еще 8,3 млн рублей.
Продвижение реформы усугубляется борьбой за сферы влияния, если «мусорные» игроки препятствуют работе своих соперников. В Орловской области с появлением структур московского бизнесмена Парцибы началось вытеснение прежних игроков, близких к бывшему губернатору Потомскому. Бесперебойному вывозу ТКО мешает конфликт между компанией «Экологистик» Парцибы и «Экоградом» Хроменкова. В Псковской области регоператор «Экопром» (дочерняя фирма «Мехуборки») обвиняется в сговоре с подрядчиками – «Мехуборкой СПБ» и «Мехуборкой КЗН». Помимо наложенного штрафа регоператор обязан осуществить выплату по долговым искам фирмы-перевозчика АСПО. Из-за войны регоператора с АСПО в цепочке потоков отходов начались сбои, остановилась перевозка отходов из Пскова и Псковского района. Таким образом, беспокойство по поводу прекращения работы «Экопрома» имеет реальные основания.
В Новосибирской области усиливает позиции связанная с Ротенбергами группа «ВИС», в которую среди прочего входит региональный оператор «Экология-Новосибирск». ГК «ВИС» получает в регионе крупные концессии – «мусорную», «медицинскую», «мостовую». В то же время к «Экологии-Новосибирск» предъявляют финансовые претензии подрядчики. Недовольно работой оператора и население.
Для губернаторов перспектива «мусорных» коллапсов становится очередной головной болью. При этом процесс лишения компании статуса регоператора тоже непрост и обычно означает несколько месяцев «мусорного безвластия». Поэтому в той же Новосибирской области в конце апреля был принят закон, позволяющий региональному правительству сменить регоператора в одностороннем порядке. Тем самым проблемные регионы стремятся упростить принятие решений в отношении операторов, что поможет им оказывать давление на одних игроков и давать преимущества другим.