Арест enfant terrible красноярской политики Анатолия Быкова, как всегда, имеет политическую подоплеку. Некогда популярного в регионе Быкова, давно растратившего свой публичный потенциал и надежных сторонников, обычно отправляют под арест, когда он куда-нибудь баллотируется или переходит некие грани в своей политической деятельности. Повод для ареста найти нетрудно, учитывая бурное прошлое авторитетного бизнесмена: так и сейчас речь идет о заказных убийствах в результате разборок в группировке Быкова аж 1994 года. В этом году у Быкова истекает срок действия «криминального фильтра», не позволяющего ему участвовать в выборах (15 лет после погашения судимости за особо тяжкое преступление в 2005 году, когда Быков получил шесть лет условно за попытку организации заказного убийства).
Быкову никогда не давали участвовать в федеральных выборах (из-за него сняли с выборов список ЛДПР в 1999 году, а самого Быкова лишили регистрации в округе на думских выборах 2003 года). В регионе он не раз избирался депутатом законодательного собрания, но потом лишился и этого статуса, сконцентрировав усилия своих сторонников на выборах в Красноярский горсовет. Быков обычно создавал свои блоки, а потом стал использовать некрупные федеральные партии, в последнее время – «Патриотов России». На выборах его фронтменом работал Иван Серебряков, но и его не допустили на последние выборы губернатора. По состоянию на сегодня политический ресурс 60-летнего Быкова близок к нулю, но он известен упорным нежеланием уходить из публичной политики и регулярными попытками напоминать о себе.
Обычная особенность вечно неудовлетворенного Быкова состоит в том, что он ссорится со всеми красноярскими губернаторами и начинает выступать с их критикой. В 90-х он, вместе с Березовским, поддерживал приход в край «сильного лидера» Александра Лебедя, но потом отказал ему в поддержке. Тогда Быков выступал с позиций популярного красноярского патриотизма, в чем сходился в интересах со спикером заксобрания Уссом, разыгрывавшим эту карту против Лебедя. Но при этом Быков лишился своего главного актива – Красноярского алюминиевого завода, превратившись с той поры из «олигарха» в обычного регионального охотника за разными мелкими активами.
Во время конфликтной губернаторской кампании 2002 года Быков был на стороне Усса, но выигравший выборы Хлопонин сумел как кнутом, так и пряником «усмирить» предпринимателя, и тогда, в сущности, начался долгий, даже очень долгий закат его политической карьеры. Пытаясь напомнить о себе, Быков враждовал с последующими губернаторами – преемником Хлопонина Кузнецовым и новосибирским варягом Толоконским, выступая за их отставку.
Приход к власти Усса обернулся новым аналогичным конфликтом, хотя здесь не все так просто. Быкова сейчас часто обвиняют в том, что он стоит за атаками на губернатора, но складывается ощущение, что этим прикрываются реальные инициаторы этих атак с влиянием и ресурсами помощнее, чем у Быкова. Так или иначе, но для Усса Быков, который недавно создал эфемерное движение «Наша Сибирь» и публично поддерживал ряд антигубернаторских выступлений, тоже является неудобной фигурой. Финал истории прост – Быков стал сильно надоедать и вновь выводится из игры.