Регионы без протестов, но в долгах
Федеральный центр увеличил транши, но они покрывают меньше трети региональных потребностей в условиях ковид. Долговая нагрузка российских регионов (более 2 трлн по итогам 2019 г.) может увеличиться до 30 % от текущих доходов к концу 2022 г. (S&P).
Правительство разрешило регионам не платить проценты по кредитам (примерно 16 % от того, что регионы планировали заплатить).
Правительство с 2021 г. снимает запрет на горизонтальное бюджетное кредитование. Создаются дополнительные возможности для неформальных групп влияния под началом сильных губернаторов (Москва, Татарстан, Тюменская область). Потенциал усиления региональной ассиметрии.
Уменьшается не только налог на прибыль организаций, но и налог на доходы физических лиц и имущество. Региональные бюджеты, зависящие от нефти и газа, пострадают больше всего. В 31 субъекте федерации по итогам марта 2020 г. выросли долги по заработной плате.
Коронавирус наложил жесткие ограничения на протестную активность, но механизмов канализации социального недовольства в регионах нет.
Про бюджеты развития до 2023 г. можно забыть. Строительство многих социальных объектов будет заморожено. Механизмов общественного контроля за выделенными на борьбу с коронавирусом федеральными деньгами нет. Коррупционная составляющая более чем вероятна.