Ставший оператором Северного морского пути Росатом проявляет особую заботу о Сахалине, где у власти находится выходец из его структур Лимаренко. Иначе сложно, глядя на карту, объяснить, почему находящийся на задворках морских торговых путей Сахалин будет включен в СМП, как это поручил проработать на недавнем заседании госкомиссии по развитию Арктики Трутнев. Строго говоря, СМП, как транспортная артерия Северного Ледовитого океана заканчивается на Чукотке. Вполне логично, что его восточный хаб создается «Новатэком» на Камчатке, где будет осуществляться перевалка сжиженного природного газа. Но подключение к СМП Сахалина ничем кроме лоббистских усилий объяснить нельзя, аналогично истории с планами строительства моста на остров с материка, не имеющего серьезных экономических обоснований.
Громкая идея формального «удлинения» СМП мотивируется тем, что расширение пути до портов Дальнего Востока и Сахалина сделает перевозку грузов более доступной и быстрой альтернативой железнодорожному транспорту. Фактически же увеличение протяженности пути за счет «дополнительных» грузов может позволить выполнить одно из требований майского указа президента - увеличение грузооборота на СМП до 80 млн тонн к 2024 году.
Однако возникает вопрос, что может Сахалин дать СМП. Вчера Путин поручил проработать вопрос загрузки СМП под перевозку замороженной рыбной продукции для более эффективной доставки ее в европейскую часть России. В рабочую группу по исполнению поручения войдут Росатом, Минтранс, Росрыболовство и др. Глава Росатома Лихачев предложил обеспечить перевозку рыбы ресурсами своей компании - атомного лихтеровоза «Севморпуть». Сама по себе тема не новая. В начале прошлого года глава Росрыболовства Шестаков подписал распоряжение о создании рабочей группы по организации постоянной судоходной линии для транспортировки рыбной продукции по Севморпути. В сентябре 2019 года была доставлена пробная партия рыбной продукции из порта Петропавловска-Камчатского (кстати, не с Сахалина) в Санкт-Петербург силами лихтеровоза.
Предложение загрузить СМП рыбой выглядит логичным, оно упрощает логистику, но сопряжено со своими трудностями. Прежде всего, это небольшой объем и кардинально проблему с готовящимся провалом исполнения майского указа президента он не решит. Переключать все свои поставки рыбопромышленники Дальнего Востока не намерены – их приоритетом был и остается экспорт. Рыба – не сжиженный природный газ и имеет свойство портиться. Ее долгое путешествие по СМП вполне возможно, но в глубоко замороженном виде, что не обещает высокое качество товара. Исходная проблема была связана с железной дорогой, которая не горела желанием заниматься перевозками рыбы и плохо обеспечивает сохранение качества товара: перевозки РЖД неуклонно падают. Но полностью заместить железную дорогу с помощью СМП не получится по многим причинам, хотя это и будет дешевле. Существует и проблема загрузки обратных рейсов, без решения которой перевозка будет невыгодной.
Что касается Сахалина, то его целью остается развитие собственных портов, в первую очередь – Корсакова. Но этот порт сложно сделать транзитным – это обострит и конкуренцию с Камчаткой, у которой географическое положение лучше. Поэтому принципиальным образом расширение СМП проблему его загрузки не решит, но зато Сахалин может получить еще больше внимания со стороны центра.