
Вне фокуса внимания СМИ прошла интересная новость - белорусский президент Александр Лукашенко наградил главу Чечни Кадырова орденом Дружбы народов. Эта награда является высшим признанием заслуг иностранных граждан перед Республикой Беларусь. Как объяснить это решение Лукашенко?
Самое простое объяснение лежит в сфере не политики, а, скорее, политической эстетики. Оба лидера нацелены на всестороннее укрепление режима своей личной власти. Оба склонны к нестандартным ходам и готовы к рискованным и неоднозначным решениям. И Лукашенко, и Кадыров делают ставку на популизм, они прекрасно владеют искусством пиара. Невооруженным взглядом было видно, как в сентябре прошлого года белорусский президент и глава Чечни во время переговоров в Минске демонстрировали расположение друг к другу.
Однако не стоит забывать, что и Кадыров, и Лукашенко принадлежат к числу политиков-прагматиков. Белорусский президент высоко оценил роль главы Чечни в освобождении его сограждан - врачей Инны Бабуш и Сергея Здоги, которые семь лет провели в плену в Ливии. Это событие произошло в декабре 2017 года, через два месяца после минских переговоров Кадырова и Лукашенко. Именно там белорусской стороной была сформулирована соответствующая просьба. В феврале 2018 года из ливийского плена был освобожден еще один гражданин Республики Беларусь, военный специалист Вячеслав Качура. Он провел шесть лет в неволе. В этих вопросах роль главы Чечни была признана и главой российской контактной группы по внутриливийскому урегулированию Львом Деньговым.
Для Кадырова невозможно недооценивать участие во внешнеполитических процессах на Ближнем Востоке. По словам американского эксперта Теодора Карасика, чеченский фактор стал для Москвы «важным ключом» к решению ливийских проблем. Посредством своих инициатив глава Чечни нарабатывает себе политическую капитализацию, позволяющую ему требовать к себе особого отношения Кремля. Белорусское направление также становится определенным инструментом укрепления интеграционных связей Москвы и Минска. Притом, что Лукашенко - непростой союзник, требующий, как и Кадыров, особого внимания к себе и положения преференциального партнера. Президент Белоруссии также понимает, что ему надо укреплять связи с различными «башнями» и «подъездами» в России, не только в Москве. Неформальное влияние Кадырова велико, глава Чечни – это по факту политик федерального значения. Укрепляя двусторонние личные связи с ним, Лукашенко пытается помочь самому себе усилить свое влияние на союзников, с которыми «все непросто».
Сергей Маркедонов