Недавно премьер Мишустин сделал очередной подарок Еврейской АО, подписав
распоряжение, согласно которому регион получит дотацию на обеспечение сбалансированности своего бюджета на сумму 397,8 млн рублей. Для бедного региона, врио губернатора которого Гольдштейн готовится к сентябрьским выборам, это хороший подарок и очередной повод для пиара. Конечно, лоббистские способности Гольдштейна и благосклонность федерального правительства налицо. Но возникают вопросы о том, является ли это решение рациональным.
Финансовое положение ЕАО не такое плохое, чтобы она нуждалась в срочных мерах по обеспечению бюджетной сбалансированности. По итогам января-мая за счет федеральной помощи она уже стала абсолютным российским лидером по росту доходов. Если же не считать трансферты, то ее налоговые и неналоговые доходы немного уменьшились (на три с небольшим процента), но по этой динамике она заняла 26 место в России, то есть в большинстве регионов страны динамика хуже. Бюджет ЕАО находится в прекрасном профиците, никакой несбалансированности там нет в принципе. Поскольку речь идет о дотации, тратить ее Гольдштейн будет по своему усмотрению и неясно, на что пойдут эти средства.
Справедливости ради скажем, что центр сейчас действительно помогает регионам, у которых возникли реальные острые проблемы с бюджетными доходами. Это видно по тем трансфертам, которые он выделяет нуждающимся регионам, а среди них немало регионов, где предстоят выборы. Очень резко, более чем в два раза нарастили в этом году трансферты не только ЕАО, но и Пермскому краю, Татарстану, Республике Коми, Краснодарскому краю, Калужской области. Но и здесь есть свои нестыковки. Так, серьезное (более чем на 10%) сокращение бюджетных доходов произошло и в Архангельской области, а вот по динамике трансфертов она оказалась на 12 месте с конца. И в этой логике Цыбульский оказался своеобразным неудачливым антиподом Гольдштейна.
В условиях бюджетных проблем, с которыми сталкивается страна, регулярная щедрая помощь Гольдштейну перед его выборами не выглядит разумным шагом. Да и сама практика усиленной финансовой поддержки регионов перед выборами ради обеспечения победы действующего главы привносит слишком много политики в финансовую сферу, где такой политики по идее быть не должно.