Минэкономразвития России представило
рейтинг качества проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в субъектах РФ за 2020 год. Механизм ОРВ призван снизить негативный эффект нормативных правовых актов путем их доработки или отклонения. В кризисное время груз нецелесообразных и неудобных НПА стал особенно мучительным для оказавшегося в непростых обстоятельствах бизнеса в регионах.
В рейтинге учитывались количество подготовленных заключений об ОРВ, процент доработанных по итогам ОРВ проектов НПА, прозрачность процессов нормотворчества, проведение ОРВ в муниципальных образованиях, а также оценка экспертным и предпринимательским сообществом уровня развития института в регионах. По итогам анализа регионы были разделены на пять групп по уровню качества проведения ОРВ: регионы с высшим уровнем (8 регионов), с хорошим (21 регион), со средним (40 регионов), удовлетворительным (12 регионов) и неудовлетворительным (4 региона).
В небольшую группу явных аутсайдеров попали Курганская область с ее депрессивной экономикой и вечно неэффективной властью (и мы тоже не понимаем, как ее губернатор Шумков попал недавно в число самых популярных губернаторов России), две бедные республики – Калмыкия и Ингушетия, а также, что особенно интересно, вполне мощный и развитый Красноярский край. Улучшение регулирования предпринимательской деятельности в регионе путем качественного проведения ОРВ – это вполне реальная задача, за которую, однако, в Красноярском крае так и не взялись, что определенным образом характеризует губернатора Усса и его команду.
Лидерами итогового рейтинга, получившими наивысшую оценку, стали Башкортостан, три региона Центральной России - Белгородская, Костромская и Липецкая области, Ханты-Мансийский АО, Новосибирская область, Хабаровский и Краснодарский края. Что касается столиц, то Москва продемонстрировала хороший уровень качества проведения ОРВ, а Санкт-Петербург – удовлетворительный.
При анализе отдельных индикаторов рейтинга становится очевидным, что в 28 субъектах федерации за 2020 год ни один НПА не был доработан по итогам отрицательных заключений по ОРВ, что негативно характеризует региональную власть. В число таких регионов вошли обычно претендующие на лидерские позиции в разных рейтингах Санкт-Петербург, Тульская и Сахалинская области, Татарстан. В этом списке оказались еще три дальневосточных региона - Якутия, Камчатка и Бурятия, два сибирских – Алтайский край и Тыва, а из регионов Северного Кавказа плохо справилась только Ингушетия, к которой присоединились еще четыре южных региона – Калмыкия, Крым, Астраханская и Ростовская области. Помимо них не торопились с доработкой НПА северо-западные Мурманская, Калининградская и Псковская области, центральные Брянская, Воронежская, Курская, Орловская, Рязанская, Тамбовская области, а также Удмуртия, Саратовская, Нижегородская, Оренбургская и Курганская области.
Помимо ОРВ на странице рейтинга представлены данные об оценке фактического воздействия (ОФВ) и экспертизе, не учитываемые в финальном рейтинге. ОФВ и экспертиза отличаются от ОРВ тем, что они проводятся в отношении не новых НПА, а спустя определенное время после вступления НПА в силу. По итогам 2020 года только 17 регионов закончили доработку или отмену НПА, получивших отрицательное заключение ОФВ или экспертизы. Среди них Санкт-Петербург, Алтайский край, Сахалинская и Тамбовская области, которые при этом отстают по эффективности ОРВ.
В целом рейтинг выявляет медленные темпы проведения ОРВ и ОФВ в регионах. Количество НПА, прошедших процедуру ОРВ, в большинстве случаев не превышает 70 (лидером стала Самарская область, где ОРВ прошли 235 нормативных актов). Процедуре ОФВ и вовсе, как правило, были подвержены менее 10 НПА на регион. Тем временем, благодаря ОРВ и ОФВ можно было бы сделать бизнес-среду в регионе более комфортной, а законодательство – продуманным, но многие губернаторы, не исключая и так называемых технократов, откровенно игнорируют эти процедуры, желая сделать свою жизнь максимально простой.