Еще раз о пересмотре Конституции
Дискуссия вокруг возможного пересмотра или, по крайней мере, поправок в Конституцию не утихает. Причина – не в тексте – правильном или несовершенном – Основного закона, а в том, что политический класс не может рационально спрогнозировать завтрашний день политической системы, а к дню сегодняшнему – все больше вопросов. Вот и ищут простейший путь: перепишем правила игры. Прежде чем это сделать, давайте помнить, что:
1. Англичане говорят: конституция работает только если общество понимает и принимает те ценности, на которых она построена. Два века назад это говорил дублинец Эдмунд Бёрк, отец современного консерватизма, полвека назад это повторили ливерпульцы Джон Леннон и Пол Маккарти: “You say you'll change the constitution// Well, you know//We all want to change your head. Если конституция и несовершенна, то исправлять нужно не только и не столько текст, сколько общественные отношения, складывающиеся между субъектами политики и обществом по ходу исполнения конституционных норм.
2. О «перекосе» баланса сдержек и противовесов говорится вполне справедливо. Но и тут дело, скорее в применительной практике: «отцы конституции», стремясь получить на свой проект согласие Бориса Ельцина, оставили в Конституции «лакуны», как бы не заполненные ни одной ветвью. На самом деле, как писал историк американского президентства Р.Нойштадт, нет никакого разделения властей, есть постоянное перетягивание каната между ними. Будем ли удивляться, какой спортсмен у нас оказался самым сильным? Пусть он сильным и остается, но нужно, чтобы и у других участников соревнований крепли мышцы – без сильных множественных институтов не будет сильной страны.
3. Попытки создания институциональных механизмов, подстраховывающих преемственность власти, вполне ожидаемы. Только вот все властные полномочия и компетенции Конституция распределила – равно как и прописала механизмы их создания и функционирования. Что из них – и каким образом – отойдет новому «Госсовету»?
4. К партийной системе Конституция не относится никак. Более того, даже через избирательную систему (в конституции не упоминаемую) реформу партий провести непросто. Двухпартийность? Но при пропорциональной (или смешанной) системе двухпартийности в современном мире не бывает (исключение – Тайвань, но там слишком сильно влияние американской избирательной системы и две трети парламента избираются по мажоритарке). Двухпартийность по мажоритарной системе (в один тур) встречается сегодня в большинстве (не во всех) стран британской политической традиции, включая и США, и «белые доминионы» (кроме Новой Зеландии).. А из тех, кто перешел к многопартийности в последние 70 лет, чистую «мажоритарку» ввели только страны, которые ни о какой двух или многопартийности никогда и не помышляли. Белоруссия, Азербайджан, пара республик Центральной Азии. Поле для институционального инжиниринга, имеется, но процесс этот непростой и небыстрый.
5. Наконец, радует, что пока мало говорится о том, что уже давно не нравится в конституции определенным силам в нашем политическом классе: запрет на официальную идеологию, суд присяжных, независимость местного самоуправления, место в правовой системе для международных норм права и обязательств России. Все это – важнейшие завоевания российской политической системы. Загнобить их – просто. Потом все равно придется восстанавливать, но это будет труднее.
Борис Макаренко