многабукав
После шумной премьеры отечественные военные и чиновники соревновались в щедрости комплиментов детищу нижнетагильских конструкторов. Его наперебой именовали непобедимым, не имеющим аналогов, лучшим в мире танком. Практически сразу появились данные о том, что вооруженные силы вскоре закупят сотни, а возможно и тысячи Т–14.
В сентябре 2015 г. Олег Сиенко — тогдашний генеральный директор единственного в России производителя танков АО «Научно–производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) заявил журналистам, что его предприятие до 2020 года поставит в армию 2300 «Армат». Вероятно, эта цифра была позаимствована из опубликованной в 2012 г. статьи Владимира Путина «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России», в которой президент заявлял о том, что «в предстоящее десятилетие в войска должно поступить свыше 2300 современных танков».
В рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие оборонно–промышленного комплекса РФ на 2011–2020 гг.» было запланировано строительство новых производственных мощностей, запуск которых позволил бы приступить к массовому выпуску танков на высокотехнологичном конвейере. На УВЗ началась модернизация производства и закупка оборудования. На эти цели направлялась прибыль от экспортных поставок и громадные кредиты, полученные в западных банках.
Несмотря на дороговизну проекта, рапорты о скором поступлении Т–14 в войска продолжали звучать. В апреле 2016 г. замгендиректора «УВЗ» Вячеслав Халитов сообщал, что в 2017—2018 годах в войска поступит первая партия из 100 новых танков. В середине 2017 г. бывший в то время замминистром обороны России Юрий Борисов заявлял, что «Арматы» начнут массово поступать в войска для начала опытной эксплуатации после 2019 г. Ему вторил и занимавший тогда пост вице–премьера и курировавший ВПК Дмитрий Рогозин, тем же летом инспектировавший Уралвагонзавод на предмет возможности предприятия выйти на полноценное серийное производство новых танков.
Однако в 2018 году стало очевидно, что проект «самого современного и непобедимого танка» под угрозой. Повышенный до должности вице–премьера Юрий Борисов объявил, что у вооруженных сил РФ нет большой потребности в проекте «Армата», так как и последние версии танков Т–72 достаточно высокоэффективны. Интересно, что речь идет, судя по публикациям СМИ, даже не о наиболее «продвинутой» и модернизированной версии семьдесятдвойки. Так 11 января 2019 г. РИА «Новости», ссылаясь на источники в Минобороны России, рассказало о поступлении на вооружение 102–го отдельного танкового батальона (входит в состав 79–й омсбр Береговых войск БФ ВМФ России) 30 основных боевых танков Т–72Б образца 1984 г. Эта модификация, по мнению специалистов, практически по всем показателям проигрывает большинству танков, стоящих сегодня на вооружении стран НАТО.
СМИ связывали такое решение с оскудением российского бюджета. Но даже если бы нужное финансирование нашлось, весьма вероятно, что производственники не смогли бы выполнить ранее взятые на себя обязательства. Ведь еще в 2014–2015 гг. на УВЗ наступили тяжелые времена. Введенные западных санкции вынудили руководство переводить кредиты в российские банки под грабительские проценты. Долги быстро выросли до сотен миллиардов рублей. Европейские поставщики оборудования прервали сотрудничество. И хотя часть станков уже была завезена и даже смонтирована, использовать их на полную мощность не представлялось возможным. Закупки пришлось продолжать в Китае. И хотя корпорация УВЗ была полностью государственной, никто из власть предержащих не спешил оказать ей поддержку из бюджета.
P.S. СМИ сообщают, что до конца года 12 танков Т–14 и четыре БРЭМ Т–16 наконец–то должны поступить в войска. Вероятно, это будут те самые первые опытные образцы «Армат», на которых, правда, заменен ряд неназванных источниками узлов и агрегатов, и добавлены некие новые системы. Так, появилась информация, что новые боевые машины будут оборудованы туалетами.