я написал ответ с указанием того, что они бред голимый написали
после того, как они что-то скажут, буду писать в минтранс и прокуратуру
Ответ на подобную ситуацию с тематического форума:
Вопрос настолько маразматичен, что даже не освещен напрямую в российском законодательстве (основы которого, будучи заложенными в 1992-93 гг., являются передовыми по демократичности), поэтому приходится анализировать косвенные признаки. Прямое запрещение содержится только относительно фотокиновидеосъемки на борту воздушного транспорта (ст.11.17 ч.4 КоАП). Конечно, в России формально действует принцип правового государства «разрешено все, что не запрещено», так что фотографирование публичного объекта, право на передвижение по которому не может быть ограничено в соответствии с Конституцией (улицы), таким образом является вполне законным. Более того, статья 29 ч.4 Конституции устанавливает право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Ограничений из этого права предусмотрено немного. По сути, это в первую очередь государственная, следственная и врачебная тайна (последняя входит в тайну частной жизни). Главный интерес для нас представляют первая и последняя.
О нарушении государственной тайны путем фотографирования чаще всего пытаются говорить при фотосъемках на железной дороге. Однако у законодателя на этот счет мнение было другое, и он подробно прописал все, что может составлять гостайну, в соответствующем акте – Законе РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-I, чему посвятил там раздел II. Сведения о внешнем виде железнодорожных либо иных транспортных объектов (а именно такая информация собирается путем фото- и видеосъемки) там очевидно не содержатся.
Что же касается «частной жизни», то, во-первых, фотографируются на улице не конкретные люди (портретирование), а некие материальные объекты, а во-вторых, фотографические изображения лиц людей (например, за работой) в рассматриваемой ситуации не относятся к персональным данным в понимании Закона и охране не подлежат. Изображение лица не представляет ни личной, ни семейной тайны, если не отнесено к тайне следственной (но в уличной ситуации это непредставимо).
Более того, деятельность фанатов общественного транспорта по систематизации информации о вагонах трамвая, паровозах и прочих ТС, исследование их истории и т.п. является не чем иным, как научно-творческой деятельностью, которая специально охраняется ст.44 Конституции. Российские Основы законодательства о культуре не проводят различия, занимается ли человек творческой деятельностью на профессиональной (т.е. за деньги) или на любительской (как большинство фанатов) основе. Невмешательство государства в творческий процесс гарантируется, за исключением пропаганды этим самым творчеством экстремизма, войны, насилия и жестокости, а также порнографии. Тем не менее даже в таких случаях вмешиваться в творческий процесс уполномочен только суд, в связи с чем уничтожение отснятых кадров без судебного решения невозможно.
Понимая это, некоторые недобросовестные граждане пытаются «наплыть» на фаната-фотографа с позиций собственности. Вот, дескать, собственность моя, так что никто не имеет права ее фотографировать. Такие граждане пытаются опираться на норму ГК о праве собственника делать со своей собственностью все, что не запрещено законом, но не утруждают себя отслеживать эти самые исключения, устанавливаемые множеством специальных законодательных актов. Комментировать этот бред довольно трудно, поскольку ни один закон не устанавливает запрещения гражданину производить фотосъемку в месте всеобщего пользования, коим является улица – более того, это его право подкреплено конституционной нормой ст.29п.4 Конституции РФ (внешний вид публично выставленного объекта, коим является вагон трамвая на маршруте, нельзя отнести даже к коммерческой тайне). Федеральный транспорт, к примеру, согласно ст.71 Конституции находится в федеральном ведении, так что запрет на фотографирование должен содержаться в федеральном акте – а такового, как уже было сказано, не имеется, да и не может возникнуть в силу конституционных оговорок. Аналогично с муниципальным – даже если муниципалитет внесет в Правила пользования местным транспорт