https://www.kp.ru/daily/22921.5/22247/Судебная «война» между Московской городской прокуратурой и Московской железной дорогой по поводу билетных турникетов «на выход» длится уже более полутора лет. Но после печальных событий в конце октября на Дубровке турникетный спор приобрел особую остроту. Мосгорпрокуратура считает, что автоматизированные линии «на выход» необходимо демонтировать в том числе из-за огромных толп пассажиров, которые образуются перед турникетами и создают условия для совершения теракта. Все началось 12 апреля 2001 года, когда зампрокурора Москвы обратился в Мещанский районный суд с заявлением о признании недействительной «Временной технологии организации работы вокзалов и остановочных пунктов в условиях автоматизированного контроля проездных документов», утвержденной МЖД 11.09.2000 года, в части контроля «на выход». В августе 2001 года Мещанский суд в удовлетворении заявления Мосгорпрокуратуре отказал. В октябре 2001 года по кассационной жалобе Мосгорсуд отменил решение суда и направил дело на новое рассмотрение в тот же Мещанский суд, но при ином составе суда. В январе 2002 года Мещанский суд удовлетворил заявление Мосгорпрокуратуры. В марте 2002 года Мосгорсуд оставил без удовлетворения кассационную жалобу МЖД и оставил решение Мещанского суда в силе. В апреле 2002 года железнодорожники отменили «Временную технологию...» и ввели новую «Технологию...». Оставив при этом турникеты. То есть просто по-другому свою систему обозвали. В сентябре 2002 зампрокурора Москвы снова подал в Мещанский суд заявление на уже «новую» систему. 30 октября 2002 года Мещанский суд удовлетворил заявление в полном объеме. В том числе принято решение о демонтаже турникетов «на выход». В декабре Мосгорсуд рассмотрит кассационную жалобу МЖД. И после вступления решения суда в силу Мосгорпрокуратура полна решимости подготовить иск о прекращении турникетного контроля «на вход» и демонтаже турникетных линий «на вход». КОММЕНТАРИИ ЮРИСТА Это незаконно сразу по пяти пунктам Адвокат, депутат Госдумы Леонид ОЛЬШАНСКИЙ: - Любой турникет - и в автобусе, и в троллейбусе, и на железной дороге - вне закона. И вот почему: 1. Человек, идущий по перрону, является пешеходом, а не пассажиром. А пешеход не обязан предъявлять транспортным работникам никаких документов. 2.И в Конституции России, и в статье 1.5 нового Кодекса об административных правонарушениях закреплен принцип презумпции невиновности. По нему гражданин считается невиновным до тех пор, пока вина его не доказана. А турникет действует по прямо противоположному принципу: человек виновен и должен доказать свою невиновность, предъявив билет. 3.Даже если человек «заяц», то железнодорожники не имеют права его задерживать. Но турникет как раз и препятствует выходу. 4.Если бывший пассажир все же «заяц», то по новому КоАП ему дается 30 суток на уплату штрафа, причем в первые 10 суток можно обжаловать постановление о наложении штрафа. А турникет требует штраф немедленно. 5.Турникет, можно сказать, препятствует борьбе с преступностью. Ведь у нас сотрудники МВД, прокуратуры, ФСБ, судьи и прочие правоохранители пользуются правом бесплатного проезда. Турникет сводит это право на нет, так как сейчас они вынуждены брать бесплатный билет, теряя время и публично предъявляя свои удостоверения. То есть раскрываясь перед возможным наблюдением преступников.