Гадание на метановой гуще
0. Говорим метан, подразумеваем сжиженный природный газ (СПГ) и наоборот. Нет, это не совсем взаимозаменяемые понятия, но в очищенном сжиженном природном газе, остается почти только метан, поэтому в случае ракетных двигателей разницы почти нет.
1. Ну, что сказать про главную космическую новость за сегодня (разработка многоразовой ракеты Амур-СПГ) – мне кажется это хорошие известия, и я очень не хочу, чтобы они оказались "новостями из будущего". Я впервые услышал про эту ракету на СПГ в январе 2020 года, и уже тогда у рассказывавших о ней горели глаза. Спустя 10 месяцев, решили рассказать об этом широкой публике. Кстати, раньше озвучивалась стоимость за пуск почти в два раза больше (40,5 миллионов)
2. Да, она внешне очень похожа Falcon 9 от Илона Маска. Но нет смысла кричать «украли». В свое время Безос пытался судиться с Маском по поводу принципиальной схемы посадки, да не преуспел, а теперь и вовсе уже поздно. Есть китайская компания LinkSpace c ракетой RLV-T5(NewLine-1), которая тоже очень похожа. Так что скорее всего на ближайшие лет тридцать-пятьдесят, а то и больше, это практически стандарт. Ну и в целом, те же решетчатые рули используются десятки лет (комплекс ракетный «Пионер», «Точка», сверхтяж Н-1)
3. По двигателям, скорее всего – РД-0162, я помню инфу о начале первых разработок еще в конце девяностых, и инфу о начале испытаний еще за 2007 год. Планируется достигнуть тяги в 200 тонн. Первый демонстратор с такой тягой должен быть готов уже в 2022 году, первый летный в 2023. Кстати, двигатель этот включен в ФКП 2016-2025, так что идея вынашивается уже очень давно.
4. Топливная пара метан-кислород считается «перспективной» уже лет тридцать. Можно вспомнить наработки коммерческого комплекса «Рикша» с выводом 2 тонн ПН на орбиту, еще в девяностых годах. Так что тут тоже идея, которая ну очень давно вынашивалась и ждала своего времени. По поводу отсутствия нагара – все очень сильно зависит от режимов сжигания, но действительно реально получать двигатель обратно, после приземления, практически в первозданном виде. И да, СПГ гораздо дешевле, а в условиях России вообще можно считать ну совсем дешевым топливом.
5. А вот что действительно новое, так это сразу ориентация на коммерческое использование. ЕМНИП, это реально первая ракета «Роскосмоса», создаваемая изначально для коммерческих нужд, а не для военки или науки. 22 миллиона долларов за запуск звучат музыкой, но надо понимать, что это пока "новости из будущего", а они имеют обыкновение не сбываться уж слишком часто.
6. В формате блица – такая ракета нам очень нужна. Да, пусть поздно, но лучше сейчас, чем через год или пять. Поживем, увидим, все станет понятно в 2023 году, когда начнутся испытания летных экземпляров метановых двигателей. Ну а потом нужно успеть за три года «научить» ракету не только летать, но и садиться. Успеют? Будем держать пальцы, «Амур-СПГ» бы России очень пригодился.