Кто подставил Джона Керри?
(
Дмитрий Дробницкий специально для газеты
ВЗГЛЯД)
Вокруг бывшего госсекретаря США, а ныне спецпредставителя Белого Дома по вопросам климата Джона Керри разгорается нешуточный скандал. В СМИ просочилась аудиозапись, на которой министр иностранных дел Ирана Мохаммад-Джавад Зариф повествует о своем взаимодействии с главным американским дипломатом в администрации Обамы.
Всплыло множество интересных подробностей, но главной сенсацией стало признание Зарифа в том, что Керри сообщил ему о двухстах с лишним тайных спецоперациях Израиля против иранских объектов и силовиков на территории Сирии.
Израиль — выделенный, привилегированный союзник США. Иран — мягко говоря, недружественная Вашингтону страна, объявившая Израиль своим главным врагом. Так что поведение Керри формально является серьезным должностным нарушением. И, возможно, даже тянет на уголовную статью. Никто, конечно, Керри не посадит — это все-таки не Трамп и даже не Помпео, а любимец либеральной публики и давний личный друг президента Байдена. Но для американской дипломатии слитая в прессу запись (первой ее опубликовало издание The New York Times) стала большой неприятностью.
Джон Керри немедленно отреагировал в своем твиттере. Он заявил, что никогда ничего подобного своему иранскому визави не говорил ни когда был госсекретарем США, ни в другое время. Оговорка про «другое время» весьма существенна. Дело в том, что пару лет назад (президентом тогда был Трамп) в прессе появились сообщения о якобы имевших место неформальных контактах Керри с дипломатами Исламской Республики. Злые языки утверждали, что бывший госсекретарь убеждал иранцев не торопиться нарушать положения ядерной сделки, из которой Соединенные Штаты вышли в одностороннем порядке в 2018 году. По словам источников, Джон Керри уверял Тегеран, что Трамп пробудет в Белом доме недолго (будет подвергнут импичменту, смещен должности по 25-й поправке или попросту не переизбран), и Вашингтон вернется к выполнению СВПД (так иранская сделка, заключенная в 2015 году, называется официально в документах ООН — Совместный всеобъемлющий план действий).
Такое поведение Керри противоречило так называемому закону Логана, биллю XIX века, запрещающему частным лицам вести переговоры с иностранными государствами от имени США. Предельно преданное делу либерализма-байденизма издание могло осмелиться на публикацию материала лишь в том случае, если редакцию убедительно попросила об этом одна из враждующих фракций Белого Дома — та, что заинтересована в снижении влияния Керри и близких ему политиков.
Если эта версия верна, то мы имеем дело уже со вторым за месяц разладом в американской администрации, который ставит под угрозу доверие к США со стороны ее визави по потенциальному переговорному процессу. Группы влияния в Вашингтоне либо уверены в том, что такое доверие не особенно и ценно, либо им абсолютно плевать на последствия, главное — победить в аппаратно-клановой борьбе. И то, и другое делает нынешнюю администрацию ненадежным переговорщиком, токсичным и опасным участником международного процесса. Это обстоятельство не просто необходимо учитывать, необходимо прямо указывать на него при обсуждении любых вопросов с коллективным Западом.