19 января будет уже десять лет с тех пор, как нацисты убили адвоката Станислава Маркелова и журналистку Анастасию Бабурову.
В последнее время много думаю о том, что их убийцам — Никите Тихонову и Евгении Хасис — было тогда меньше, чем мне сейчас. Тихонову 28 лет, а Хасис всего 23 года. И что если Стас к своим 35 успел много чего сделать хорошего (левый активист, адвокат антифашистов, работавший в Чечне правозащитник), то Настя — молодая журналистка, которая только пришла в «Новую газету», молодая анархистка и антифашистка — все только начинала. Пока не погибла от пули в голову в 25 лет.
Причем ведь ее даже не планировали убивать — нацисты уже пару месяцев выслеживали Маркелова, которого они считали одной из ключевых фигур в движении антифа и который защищал в суде многих активистов. Маркелов был адвокатом потерпевших в деле об убийстве антифашиста Александра Рюхина в апреле 2006-го — после соучастия в этом убийстве Никита Тихонов и начал жить в подполье и почувствовал себя белым боевиком-революционером.
Один раз, когда Тихонов выслеживал Маркелова, он, как и 19 января, следил за ним после пресс-конференции. В метро адвокат зашел вместе с журналисткой Бабуровой и в вагона она, как вспоминал сам Тихонов, пристально посмотрела ему в лицо. Этот взгляд и стал ей приговором — убийца боялся, что Настя его опознает.
Сам Никита Тихонов говорил, что 19 января они с Хасис хотели только проследить за адвокатом до его дома — но уж слишком удобный выдался для покушения момент, а Браунинг он всегда носил в кармане. Из показаний Тихонова:
«Решение об убийстве было принято спонтанно. … На удивление безлюдна была Пречистенка, почти не было машин, почти не было пешеходов и напротив храма Христа Спасителя не дежурили, там обычно по две машины и более милиции стоят, их не было. И тут я спонтанно принял решение убить Маркелова, потому что не особо верил, что на удастся вместе с Женей то, что не удалось вместе с Коршуновым, то есть доследить до места жительства Маркелова». Он шел по Пречистенке навстречу адвокату и журналистке. «Когда я с ними поравнялся, развернулся, замедлил, подумал и решил убивать обоих».
Через 10 дней, в десятилетнюю годовщину убийства, в Москве и других городах снова пройдут демонстрации против нацистского террора и преследования антифашистов. Приходите. А я думаю, что буду каждый день немного напоминать тут об этом деле.