Алексей Глухов — юрист, глава юридической службы проекта Апология протеста в интервью
Соли по итогам 9 сентября:
- Количество задержанных в каждую крупную федеральную акцию разное по регионам. В этот раз лидером является
Санкт-Петербург с гигантским количеством задержанных. Причем совершенно ясно, что там виновником во всех задержаниях являются власти города, потому что именно они устроили такую провокацию с отзывом согласования публичного мероприятия.
Гигантское количество задержанных в
Краснодаре, наверное, максимум за всю историю — более 100 человек, задержанных как перед акцией, так и после. Есть регионы, например, как
Улан-Удэ, где силовики не препятствовали реализации права на свободу собраний и свободу выражения мнений, но после акции автоматом раздавали повестки. И сегодня происходит составление протоколов по части 5 статьи 20.2 [Нарушение установленного порядка проведения массовой акции]. Но вчера задержаний не было.
Есть регионы, например,
Кемерово, где решили привлечь [к ответственности] только организатора. А в
Красноярске полиция сделала таким образом — она оградила площадь [где планировалось проведение акции], чтобы туда невозможно было зайти.
В этот раз сильно выделился
Екатеринбург, там более 100 задержанных [по официальным данным], а скорее всего более 150-ти. И тут примечательный момент — абсолютному большинству задержанных вменяется часть 5 статьи 20.2, которая не предполагает административный арест как вид наказания. Соответственно, нельзя удерживать людей более трех часов в отделе полиции, поэтому правоохранители держали их в автобусах, не заводя в отдел, чтобы не фиксировать доставление. Что, конечно, нарушает право на свободу передвижения. Фактически некоторые люди по десять часов были лишены свободы.
В
Москве, по сравнению с акциями 5 мая 2018 года [«Он нам не царь»] или 26 марта 2017 [антикоррупционные протесты], небольшое количество задержаний. В первую очередь это является следствием акции 5 мая, потому что в тот день Тверской районный суд не стал принимать ни одного задержанного, не стал он их принимать и 6 мая. Плюс бывает и такое — Тверской суд, который всегда брал на себя основную нагрузку по рассмотрению дел задержанных, переезжает. Сегодня он находится по новому адресу, и есть все последствия переезда — коробки, мешки, неподключенные компьютеры и так далее. То есть в Москве не было суда, который был бы готов конвейерно «переваривать» большое количество задержанных. И очень многих отпускали с повестками на 20-е числа сентября и так далее…
Сейчас мы составляем максимально универсальные позиции участников. Самое простое — на конвейер отвечать конвейером. Там, где будет возможность, мы с коллегами, юристами и адвокатами, будем обеспечивать задержанных защитой. Там, где этой возможности нет, мы готовы консультировать удаленно.
Там, где мы не добьемся прекращения дел на национальном уровне, будем предлагать заявителям обратиться в ЕСПЧ с жалобой на нарушение статей Конвенции о защите прав человека — 10 [Свобода выражения мнения], 11 [Свобода собраний и объединений] и, соответственно, 5-й статьи [Право на свободу и личную неприкосновенность], если имели место незаконные доставления и задержания. Ну, и с жалобой на нарушение 6-й статьи [Право на справедливое судебное разбирательство] - там, где это будет необходимо.