С партиями ситуация иная, объяснила Шульман в разговоре с Би-би-си. Да, если они не пройдут в Думу, то увеличат представительство "Единой России". "Но если они проходят пятипроцентный барьер, то это совсем другой парламентский расклад, - уверена политолог. - Парламентское присутствие не сводится к простой арифметике голосов. Фракция получает трибуну, думские посты, внимание СМИ - это совсем другая жизнь".
Когда дело дойдет до важного политического законопроекта, скорее всего, эти партии присоединятся к "Единой России" и проголосуют "как надо", признает Шульман. "Но Дума работает каждый день, за созыв она принимает от 200 до 600 новых законов. Депутату тоже надо жить, он хочет медийного внимания, он будет хотеть переизбраться, не захочет внимание избирателей терять. Поэтому будет функционировать как депутат".
Как пример Шульман приводит поведение депутатов Мосгордумы от системных партий, которые попали туда в результате "Умного голосования": "Они ведут себя как настоящие оппозиционные депутаты и делают Мосгордуму гораздо более открытым, живым органом, чем когда-либо раньше".
Политолог подчеркивает, что разнообразие в парламенте ценно само по себе: "Восемь депутатских объединений с разными мнениями лучше, чем партия с конституционным большинством, состоящая сплошь из лучезарных либералов. Это они поначалу лучезарные, а когда поймут, что могут любой закон провести, превратятся в "Единую Россию". С точки зрения эффективности и качества законотворческой работы, разнообразие лучше монополии".