О ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТАХ В АРГЕНТИНЕ
Футбол в Аргентине всегда был связан с насилием, и на это есть целый ряд причин. Данный вид спорта пришел в страну из Англии со свойственными тамошнему футболу агрессивностью, ярко выраженной клубно-местечковой идентичностью, возведенным в абсолют культом мужественности и восприятием сил правопорядка как врагов. Все это следует помножить на местные особенности: взрывной национальный характер аргентинцев, воинственный и провокационный дискурс спортивных СМИ и несоответствие стадионов базовым стандартам безопасности.
Главным источником волнений в аргентинской футбольной среде являются т.н. «баррас бравас» - местный аналог европейских ультрас, хулиганов или тиффози. Появление первых организованных фанатских группировок в Аргентине относится к концу 1950-х гг., когда руководство футбольных клубов способствовало объединению болельщиков для повышения зрелищности матчей и оказания психологического давления на соперников и судей. С тех пор роль «баррас бравас» на стадионе и за его пределами претерпела серьезные изменения.
Сегодня они представляют собой настоящие организованные преступные группировки, которые контролируют крупные финансовые потоки. Источники их доходов разнообразны: работа в структуре клуба, перепродажа билетов и атрибутики, «крышевание» уличных торговцев и парковщиков и даже торговля наркотиками.
Благодаря глубокой погруженности в жизнь клубов они зачастую владеют весьма деликатной информацией о «внутренней кухне» и не гнушаются собирать с руководства и игроков дань за молчание. Клубы оплачивают своим радикальным болельщикам все расходы во время выездных матчей и даже делятся с ними частью прибыли от трансферов игроков. В низших дивизионах нередки случаи похищения футболистов, тренеров или членов их семей фанатами с целью получения выкупа.
В чем же причина такой безнаказанности «баррас бравас»? Во-первых, по закону все аргентинские футбольные клубы являются некоммерческими общественными организациями, принадлежащими своим членам. Именно члены выбирают президента клуба, и лояльность радикальных фанатов имеет определяющее значение при каждом таком голосовании. Во-вторых, аргентинский футбол неразрывно связан с политиками, предпринимателями и профсоюзными лидерами, для которых «баррас бравас» играют роль частных армий. На возмездной основе они используются как охранники, личные водители, массовка для митингов, уличные бойцы и даже как наемные убийцы . Сохраняя политическую индифферентность, фанатские трибуны часто вывешивают лозунги в поддержку того или иного кандидата - того, кто больше заплатит. Этим беспрецедентным симбиозом с элитами и объясняется столь привилегированное положение «баррас бравас» в Аргентине.
Их лидеры (5-10 человек в каждом клубе) - настоящие знаменитости, которые на матчах раздают автографы и выслушивают просителей, проблемы которых потом решают благодаря своим связям. По данным СМИ, главари крупных фанатских ячеек имеют преступные доходы порядка 50-100 тыс. долл. США в месяц и зачастую не являются болельщиками своего клуба или вовсе не интересуются футболом. Сегодня свои «баррас бравас» имеются во всех без исключения аргентинских футбольных клубах, в каком бы дивизионе они ни выступали. Варьируются лишь численность группировок и их заработок. Наиболее многочисленными, активными и влиятельными группировками являются столичные «Ла досе» (клуб «Бока Хуниорс») и «Лос боррачос дель таблон» («Ривер Плейт»),
При этом деятельность «баррас бравас» не ограничивается их клубной принадлежностью. В преддверии крупных международных турниров фанаты- радикалы разных команд объединяются под флагом национальной сборной и вымогают (как правило, успешно) у футбольного руководства деньги для поездки на очередной Кубок Америки или Чемпионат мира. Аргентинские фанаты заслужили печальную репутацию на международной арене, где их заклятыми врагами являются английские хулиганы. Так, на ЧМ-1986 г. в Мексике аргентинцы под предводительством лидеров «Ла досе» и в союзе с шотландцами устроили кровопролитные столкновения с фанатами из Англии.