По всей вероятности, дедолларизация в предлагаемом правительством виде провалится так же как деофшоризация. Доблестная российская бюрократия обсуждает постепенный уход от долларовых расчетов аж с 2014 г. (практически одновременно с отказом от офшоров), когда против России были введены первые санкции. Продвинулись хоть на йоту? Нет, разве что курс стал в два раза слабее.
Опубличенные меры, навроде ослабления контроля над рублевыми экспортерами, снижения внимания к возврату валютной выручки или ускорения возврата НДС, конечно, хорошие, но кто или что мешало властям сделать эти шаги в предыдущие годы, а главное – как эти предложения соотносятся с дедолларизацией?
Сегодня доллар участвует почти в девяти из каждых 10 сделок на мировом валютном рынке. В валютных резервах центробанков на доллар приходится почти 60%. (евро – 20%). Почти в 60% стран, на долю которых приходится 76% мирового ВВП, валютный режим привязан к доллару. И до кучи: в 2006 г. Иран вознамерился учредить нефтяную биржу за евро, но затея с треском провалилась.
Теперь на те же грабли Россия.
И дело даже не в том, что доллар или евро притягательны, а в том, что рубль у нас «плавает». Как в таких условиях переходить на рубль, не знают даже сумасшедшие. Евро? И без того с Европой торгуем за их валюту. Юань? Но он привязан к доллару, да и приказать кому бы то ни было правительство не в силах.
Скорее всего, принудительный обмен долларовых вкладов все-таки случится: санкции – санкциями, но долларовые долги крупнейших госбанков никто прощать не собирается. А доллары у нас имеются как раз на вкладах.
У вас еще остались доллары? Тогда мы идем к вам!